Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Николай I, действительно, вместе с Пушкиным и Гоголем, был по духу,

одним из наиболее русских людей своей эпохи.
Идеалом русского правителя для Николая I был не Петр I, не Екатерина
II, не оба эти "великие правители", а самый христианский правитель
Средневековой Руси, Владимир Мономах. Христианскую настроенность Николая I
ярко показывает резолюция, которую он наложил на отчете министерства
иностранных дел, составленном к 25-летию его царствования, перед тем, как
передать отчет Наследнику: "Дай Бог, чтобы мне удалось тебе сдать Россию
такою, какою я стремился ее оставить, сильной, самостоятельной и
добродеющей: нам - добро, НИКОМУ - ЗЛО".
Николай I не был ни тупым доктринером, ни реакционером, как
изображают его обыкновенно представители интеллигенции и исполнявшие их
политические заказы историки. Он искренне стремился к проведению широких
преобразований, которые Пушкин определял, как "организацию контрреволюции
революции Петра" (см. Б. Башилов. Враг масонов № I, стр. 100-101).
"Меня очень мало знают, - сказал Николай I маркизу де Кюстин, -
когда упрекают в моем честолюбии; не имея малейшего желания расширять нашу
территорию, я хотел бы еще больше сплотить вокруг себя народы всей России.
И лишь исключительно над нищетою и варварством я хотел бы одержать победы:
улучшать жизненные условия русских гораздо достойнее, чем расширяться".

III

Россия Петербургского периода являет собой отступление от народного
идеала христианского государства - Святой Руси. Несоответствие социальной
структуры крепостнической России идеалам Православия понимал Николай I,
понимали это несоответствие и Гоголь, славянофилы Хомяков, К. Аксаков и ряд
других выдающихся людей Николаевской эпохи.
"Христианин может быть рабом, - писал Хомяков, - но не может быть