Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Екатерининской эпохи. Крестным отцом его был никто иной, как виднейший

масон И. В. Лопухин. В юности Киреевский был деятельным членом кружка
любомудров, а один из любомудров А. И. Кошелев писал в своих "Записках"
(стр. 7); "Христианское учение казалось нам пригодным только для народных
масс, а не для философов. Мы особенно ценили Спинозу (средневекового
еврейского философа. - Б. Б.) и считали его творения много выше Евангелия
и других священных писаний".
Признанный вождь славянофильства И. Киреевский, как и другие
славянофилы прошел через увлечение немецкой идеалистической философией и
еще в 1829 году издавал журнал "Европеец" В юности и молодости Киреевский
был мало религиозен. Усадьба Киреевских находилась всего в семи верстах от
Оптиной пустыни - центра русского старчества. Но молодой Киреевский, как и
большинство образованных людей его эпохи, мало интересовался оптинскими
старцами. Что могли ему поведать интересного эти старцы по сравнению с
Шеллингом, Фихте и другими немецкими философами? Что?
Случилось так, что Киреевский женился на духовной дочери Серафима
Саровского, умной хорошо образованной девушке. Глубокая религиозность жены
не нравилась Киреевскому и он позволял себе не раз даже кощунствовать в ее
присутствии.
Перелом совершился во время совместного чтения сочинений Шеллинга,
когда выяснилось, что многое из того, что писал Шеллинг, жене известно из
творений св. Отцов Церкви. Это поразило Киреевского, он сам стал читать
творения св. Отцов и завязал, сношения со старцами Оптиной Пустыни.
Основная идея славянофилов - только истинное не искаженное
христианство - Православие может дать человеку духовную цельность. Только
возвращение к Православию устранит ту духовную раздвоенность, которой
страдает русское образованное общество со времен Петровской революции. "Для
цельной истины, - пишет И. Киреевский, - нужна цельность разума. Главный
характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные