Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"...народные сказители представляются нам забавной диковиной, -

писал А. Блок, - начала славянофильства, имеющие глубокую опору в народе,
всегда были роковым образом "помехой интеллигентским" началам; прав был
Самарин, когда писал Аксакову о "недоступной черте существующей между
"славянофилами" и "западниками". На наших глазах интеллигенция, давшая
Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к
Менделееву. По-своему она была права; между ними и была та самая
"недоступная черта" (Пушкинское слово), которая определяет трагедию России.
Эта трагедия за последнее время выразилась всего резче в непримиримости
двух начал - менделеевского и толстовского: эта противоположность даже
гораздо острее и тревожнее, чем противоположность между Толстым и
Достоевским".
Между тоталитарной по своему мировоззрению интеллигенцией и
мировоззрением выдающихся представителей русского образованного общества,
между мировосприятием одних и других, лежит непроходимая пропасть: это были
два мира, обреченные на вечную борьбу, до уничтожения одного из них.
М. Цейтлин в статье "Восьмидесятые годы" ("Нов. Журнал", XIV)
вспоминал про редактора прогрессивного "Северного Вестника" А. Волынского
"яркого и очень необычного человека, критика, философа, эстета и немного
пророка", который "мог говорить часами, как одержимый, вдохновенно и
самозабвенно. Говорят, что случались с ним при этом ляпсусы: "Небо вверху",
- возглашал он, предваряя антитезу Мережковского, и при этом указывал на
пол, и "небо внизу", - и он возводил руки к потолку".
Философ, эстет и "немножко пророк" Волынский напоминает всю русскую
интеллигенцию, которая во все периоды своего существования, от Белинского и
до Ленина, тоже всегда ошибочно указывала, где находится земля, а где небо.

Лесков писал, однажды художнице Бем: "Лев Николаевич очень весел.
Рассказывает, как его дочери "пошили порток ребятам" и потом спрашивает: