|
|
|
стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и благородными мечтами о
служении человечеству, само было явлением внецерковной религиозности,
свободной от всякого церковного авторитета. С одной стороны, масонство
уводило от "вольтерьянства" (мнимо - Б. Б.), а с другой стороны - от
Церкви: (это основная цель. - Б. Б.) именно поэтому масонство на Руси
служило основному процессу секуляризации, происходившему в XVIII веке в
России".( Т. I, стр. 105).
В "Русской идее" Н. Бердяев утверждает, что духовное значение
масонства на европеизировавшиеся слои общества "было огромно. Первые
масонские ложи возникли еще в 1731-32 гг. Лучшие русские люди были
масонами. Первоначальная русская литература имела связь с масонством.
Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только
оно и не было навязано сверху властью". "В масонстве произошла формация
русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности.
Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей,
но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и
противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской
атмосфере происходило духовное пробуждение...
Наиболее философским масоном был Шварц, он был, может быть, первым в
России философствующим человеком. Шварц имел философское образование. Он в
отличие от Новикова интересовался оккультными науками и считал себя
розенкрейцером".
"Масон Новиков был главным деятелем русского просвещения XVIII
века". "Первым культурным свободолюбивым человеком был масон и декабрист,
но он не был еще самостоятельно мыслящим... Декабристы прошли через
масонские ложи. Пестель был масон. Н. Тургенев был. масоном и даже
сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, то есть самой левой форме
масонства... Кроме масонских лож, Россия была покрыта тайными обществами,
подготовлявшими политический переворот... Пестеля можно считать первым
|
|
|
|