Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и благородными мечтами о

служении человечеству, само было явлением внецерковной религиозности,
свободной от всякого церковного авторитета. С одной стороны, масонство
уводило от "вольтерьянства" (мнимо - Б. Б.), а с другой стороны - от
Церкви: (это основная цель. - Б. Б.) именно поэтому масонство на Руси
служило основному процессу секуляризации, происходившему в XVIII веке в
России".( Т. I, стр. 105).
В "Русской идее" Н. Бердяев утверждает, что духовное значение
масонства на европеизировавшиеся слои общества "было огромно. Первые
масонские ложи возникли еще в 1731-32 гг. Лучшие русские люди были
масонами. Первоначальная русская литература имела связь с масонством.
Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только
оно и не было навязано сверху властью". "В масонстве произошла формация
русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности.
Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей,
но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и
противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской
атмосфере происходило духовное пробуждение...
Наиболее философским масоном был Шварц, он был, может быть, первым в
России философствующим человеком. Шварц имел философское образование. Он в
отличие от Новикова интересовался оккультными науками и считал себя
розенкрейцером".
"Масон Новиков был главным деятелем русского просвещения XVIII
века". "Первым культурным свободолюбивым человеком был масон и декабрист,
но он не был еще самостоятельно мыслящим... Декабристы прошли через
масонские ложи. Пестель был масон. Н. Тургенев был. масоном и даже
сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, то есть самой левой форме
масонства... Кроме масонских лож, Россия была покрыта тайными обществами,
подготовлявшими политический переворот... Пестеля можно считать первым