|
|
|
- вы потомки великого исторического рода, а разыгрываете добровольно род
безродных найденышей".
Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше
разыгрывать унизительной роли безродных найденышей, которую навязал России
Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы
государственного и культурного творчества русского народа до Петра.
Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается европейская культура
далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил что подражание
Европе - гарантия здорового государственного и культурного строительства.
Славянофилы поставили вопрос: "Кто такие русские? Младшие дети
европейской культуры, или носители иной, другой великой самобытной
культуры? На эти вопросы в своих исторических, богословских и философских
сочинениях славянофилы отвечали:
"Русские - не европейцы, они носители великой самобытной
православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу
неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой
стадии развития какую достигла европейская культура.
Заслуги славянофилов, несмотря на романтизм и некоторую утопичность
их воззрений на русское прошлое - велики.
Так, Киреевский философски обосновывает идею о самобытности
исторического пути русского народа и самобытности русской культуры. А.
Хомяков в своих богословских сочинениях поднимает православное богословие
на высшую ступень, философски обосновывает идею соборности православной
церкви и соборности русского народа. Эти идеи, так же как и многие другие,
развиваемые славянофилами, не что иное как древние русские идеи, забытые
после Петровской революции.
"Я полагаю, - писал Достоевский в "Дневнике Писателя" за 1876 год, -
что для многих славянофилы наши - как бы с неба упали, но ведут свой род
еще с реформы Петра, как протест всему, что в ней было неверного и
|
|
|
|