Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

страшное препятствие (воспраздновать нынешнему веку светлый праздник), -

имя ему - гордость. Обрадовавшись тому, что стало во много лучше своих
предков, человечество нынешнего века влюбилось в чистоту и красоту свою".
Но особенно сильна ныне гордость ума. "Ум для современного человечества -
святыня; во всем усомнится он - в сердце человека, которого несколько лет
знал, в правде, в Боге усомнится - но не усомнится в своем уме". Гоголь
сильно и остро предвидел то, о чем позже с такой силой писал Достоевский.
Страшные разрушительные действия человеческого ума, получили свое
воплощение в увлечении социализмом - то есть в социальном утопизме. Для
Гоголя, как для подлинного русского философа: "...Ум не есть высшая в нас
способность. Его должность не больше как полицейская. Он может только
привести в порядок и расставить по местам то, что у нас уже есть".
"...Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не
иначе, как победой над страстями..." "Но и разум не дает полной возможности
человеку стремиться вперед, есть высшая еще способность, имя ей - мудрость,
и ее может дать нам один Христос". "Уже ссоры и брани начались не за
какие-нибудь существенные права, не из-за личных ненавистей - нет, не
чувственные страсти, но страсти ума начались: уже враждуют лично из
несходства мнений, из-за противоречия в мире мысленном. Уже образовались
целые партии, друг друга не видевшие, никаких личных сношений не имеющие -
и уже друг друга ненавидящие. Поразительно: в то время, когда уже было
начали думать люди, что образованием выгнали злобу из мира, злоба другою
дорогою, с другого конца входит в мир - дорогою ума, и на крыльях
журнальных листов, как всепогубляющая саранча, нападает на сердце людей
повсюду. Уже и самого ума почти не слышно. Уже и умные люди начинают
говорить, хоть против собственного своего убеждения, из-за того только,
чтобы не уступить противной партии, из-за того только, что гордость не
позволяет сознаться перед всеми в ошибке, уже одна чистая злоба воцарилась
на место ума".