|
|
|
царствование Николая I на крепостной Руси? Русские архивы и русская
мемуарная литература изобилуют фактами возмутительного отношения
крепостников к Православию, православным обрядам и православному
духовенству.
Уже в царствование Николая I, всего за восемь лет, до отмены
крепостного права, отдельные помещики не боялись травить, собаками
осмелившегося противоречить им дьякона (См. очерк "Псовая охота" С.
Терпигорева опубликованном в томе VIII "Русское Богатство" за 1883 год).
IV
Гоголь зачислен Белинским в основатели русского реализма. Белинский
признавался, что, когда он прочел в первый раз юношеские произведения
Гоголя "Арабески", то не понял их. "Они были тогда для меня слишком просты,
а, потому, и недоступно высоки". "Слишком просты", а, потому, и "недоступно
высоки" оказались для Белинского, и для критиков его школы, и все остальные
произведения Гоголя. Истинный философско-мистический смысл их остался
непонятным. Гоголь был не реалистом, не сатириком, а мистиком, все
литературные образы которого - глубокие символы.
Идейное содержание творчества Гоголя неизмеримо глубже, чем то,
каковое приписал ему, не понявший его истинный мистически-философский смысл
Белинский, и, следовавшие за ним, критики из лагеря интеллигенции.
Философские рассказы Гоголя предваряют появление философских романов
Достоевского. "...в русской литературе, - указывает Л. Шестов в
"Преодоление самоочевидностей", - Достоевский не стоит одиноко. Впереди его
и даже над ним должен быть поставлен Гоголь". "Не в одной России, а во всем
мире увидел Гоголь бесчисленное множество "мертвых душ". "Но Гоголь не о
России говорил, - пишет Л. Шестов, - ему весь мир представлялся
завороженным царством. Достоевский понимал это: "изображая Гоголя, - писал
|
|
|
|