|
|
|
законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу
России, изумить весь мир согласною стройностью того же самого организма,
которым она доселе пугала, - и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь,
созданную для. жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!
- Нет, храни нас Бог защищать теперь нашу Церковь. Это значит
уронить ее. Жизнью нашей должны мы защищать нашу Церковь, которая вся есть
жизнь; благоуханием душ наших должны мы возвестить ее истину" (Письмо VIII.
"Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве").
Ясно понимая, какую грозную опасность несет идейная неустроенность
русского образованного общества и зарождавшегося масонствующего ордена Р.
И., Гоголь считал, что Россия может спастись только большой христианизацией
русской жизни. "Мне ставят в вину, - пишет Гоголь, - что я заговорил о
Боге... Что же делать, если наступает такое время, что поневоле говорится о
Боге. Как молчать, когда даже камни готовы завопить о Боге?" "Иконы вынесли
из храма - и храм уже не храм: летучие мыши и злые духи обитают в нем".
"Мир уже не в силах прямо встретиться с Христом и в этом его болезнь и
ужас".
Все неустройство русской жизни, по мнению Гоголя, происходит от
того, что русский образованный класс перестал ценить великое духовное
сокровище, которое всегда ценил раньше русский народ - Православие.
VII
Причины ненависти Алданова к Гоголю, как и причины ненависти к его
религиозному и политическому мировоззрению основателей Ордена, вскрывает
автор книги изданной в 1957 году в Москве "Гоголь в Николаевской России" М.
Гус: "Одновременно с этим погружением в православие, в его сознании
углублялась мысль о Самодержавии, как самом Богом созданной для России
форме устройства, обеспечивающей русский народ от "страхов и ужасов"
|
|
|
|