|
|
|
соблазнительной для молодежи установки, но антихристианской и
антиисторической. "Мы должны с надеждой и светлым взором смотреть в
будущее, которое в руках Милосердного Бога". "В руках у Милосердного Бога
все: и настоящее, и прошедшее, и будущее. От того вся и беда наша что мы не
глядим в настоящее, а глядим в будущее. От того и беда вся, что иное в нем
горестно и грустно, другое просто гадко; если же делается не так, как нам
хотелось, мы махнем на все рукой и давай пялить глаза в будущее. От того
Бог и ума нам не дает; от того и будущее висит у нас у всех точно на
воздухе: слышат некоторые, что оно хорошо, благодаря некоторым передовым
людям, которые тоже услышали его чутьем и еще не проверили законным
арифметическим выводом; но как достигнуть до этого будущего никто не
знает..."
"Безделицу позабыли: позабыли, что пути и дороги к этому светлому
будущему сокрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого
никто не хочет узнавать; всяк считает его низким и недостойным своего
внимания и даже сердится, если его выставляют на вид всем".
VIII
Если Пушкин; является восстановителем гармонического духовного
склада человека допетровской Руси, то Гоголь стремится восстановить две
важнейших традиции Московской Руси - идею Святой Руси и идею Государевой
Службы - жертвенного служения всех правящему Государю и национальному
государству. Разделяя взгляд своего духовного учителя Пушкина, что "лучшие
и прочнейшие изменения суть те, которые приходят от одного улучшения
нравов, без насильственных потрясений человеческих, страшных для
человечества". Гоголь пламенно призывал современников сплотиться вокруг
Николая I и немедленно начать борьбу за Святую Русь.
Гоголь не верит, что одна только отмена крепостного права
|
|
|
|