Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

фанатически исключительного". "Нужно было Пушкина, Хомяковых, Самариных,

Аксаковых, - пишет он в другом месте, - чтобы начать толковать об настоящей
сути народной (до них хоть и толковали о ней, но как-то классически и
театрально). И когда они начали толковать об "народной правде", все
смотрели на них как на эпилептиков и идиотов, имеющих в идеале - есть
редьку и писать донесения". Да, донесения. Они до того всех удивили на
первых порах своим появлением и своими мнениями, что либералы начали даже
сомневаться: не хотят ли де они писать на них донесения? Решите сами:
далеко или нет от этого глупенького взгляда на славянофильство ушли многие
современные либералы".
"Я во многом убеждений чисто славянофильских, - писал Достоевский, -
хотя, может быть и не вполне славянофил. Славянофилы до сих пор понимаются
различно. Для иных, даже и теперь, славянофильство, как в старину,
например, для Белинского, означало лишь квас и редьку. Белинский,
действительно, дальше не заходил в понимании славянофильства".
"Тут главное, - писал Достоевский в "Дневнике Писателя", -
давнишний, старинный, старческий и исторический уже испуг наш перед дерзкой
мыслью о возможности русской самостоятельности. Прежде, когда-то, все это
были либералы и прогрессисты и таковыми почитались; но историческое их
время прошло, и теперь трудно представить себе что-нибудь их ретрограднее.
Между тем, в блаженном застое своем на идеях сороковых и тридцатых годов,
они все еще себя считают передовыми. Прежде они считались демократами,
теперь же нельзя себе представить более брезгливых аристократов в отношении
к народу. Скажут, что они обличали в нашем народе лишь темные стороны, но
дело в том, что обличая темное, они осмеяли и все светлое, и даже так можно
сказать, что в светлом-то и усмотрели темное, Не разглядели они тут, что
светло, а что темно! И действительно, если разобрать все воззрения нашей
европействующей интеллигенции, то ничего более враждебного здоровому,
правильному и самостоятельному развитию русского народа нельзя и