|
|
|
властью падают на душу царя, исполняющего функции главного военачальника,
главного полицейского и главного судьи. Теория Аксакова не имеет ничего
общего с действительными взглядами русского народа на государство и роль
царя в государстве. Народный взгляд на царя важен в многочисленных
пословицах и поговорках: Царь от Бога пристав. Сердце царево в руке Божьей.
Где царь, там и Правда. На все святая воля царская и т.д.
Русский народ, вплоть до Петра I, принимал весьма активное участие в
строительстве национального государства и никогда не гнушался этим
участием. Русский народ понимал ценность национального государства, и
царской власти, защищавшей независимость национального государства. То, что
К. Аксаков считал народным взглядом, на самом деле было взглядом одних
только старообрядцев, которые после учиненного Петром I разгрома стали
отрицательно относиться к государственной власти, а некоторые секты стали
вообще отрицать государство. Да и сам К. Аксаков одно время договаривался
до отрицания государства вообще: "Государство как принцип - зло",
"Государство в своей идее - ложь", - писал, однажды он".
Как это обычно бывает, в возникавшем непонимании и недоразумениях,
виноваты были обе стороны -- и славянофилы и Николай I. Одни - высказывали
недостаточно продуманные политические и социальные идеи, не считаясь с
ненормальной политической обстановкой, создавшейся в России после
подавления заговора декабристов, другие - проявляли в ряде случаев,
излишнюю осторожность. Так безусловной ошибкой со стороны правительства
необходимо признать запрещение диссертации К. Аксакова, за содержавшиеся в
ней оценки отрицательных результатов "реформ" Петра I, запрещение ряда
произведений И. Киреевского, а самой большой ошибкой - запрещение печатания
в России выдающихся богословских произведений А. Хомякова.
Настороженность Николая I к неразработанной до конца идеологии
славянофильства, была оправдана. Славянофильство идейно было двойственным:
славянофилы не имели такого цельного мировоззрения, какое имели Пушкин и
|
|
|
|