|
|
|
масонства. В тридцатых годах представители нарождающейся русской
интеллигенции увлекаются пантеистической философией Шеллинга. Затем
пантеистической же философией Гегеля, который смотрел на христианство, как
на временную форму раскрытия в человеческом сознании Абсолютной Идеи. В
сороковых годах начинается преклонение перед позитивной философией
Спенсера, Канта и Маркса, рассматривавших религиозное мировоззрение как уже
устаревшую форму умственного развития, которая сменится почитанием высшего
положительного познания.
Чтобы понять почему Гоголь так тревожился за судьбы России,
необходимо вспомнить духовную атмосферу первой половины девятнадцатого
века.
XII
Увлечение Гегелем в девятнадцатом веке было равно по силе увлечению
Вольтером в восемнадцатом. Духовная и душевная атмосфера русских
философских кружков сороковых годов - странная смесь: философских идей,
энтузиазма, романтизма и фантастики. Эпоху увлечения немецкой
идеалистической философией, по словам Д. И. Чижевского, автора исследования
"Гегель в России", изданного на немецком и русском языках, характеризует:
беспокойство, философская тоска, "анархия духа" и философская страсть, но
прежде всего - стремление к осмыслению мира, истории и человека, к
осмыслению всего конкретного. Но еще больше эпоху сороковых годов
характеризует духовная неуравновешенность - духовная истеричность,
увлечение философией, философский энтузиазм незаметно вырождавшийся в
философскую истерию".
"...Философские понятия распространялись у нас весьма сильно, -
писал Киреевский, - нет почти человека, который не говорил бы философскими
терминами, нет юноши, который не рассуждал бы о Гегеле, нет почти книги,
|
|
|
|