Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

оккультизма, который вообще является псевдоморфозой (подражанием. - Б. Б.)

религиозной жизни, легла потребность "действия", "деяния", невозможность
остановиться на одном теоретизировании. Мы потому подчеркиваем зависимость
темы "деяния" у Герцена от оккультизма, что мы много еще раз будем
встречать рецидивы темы "деяния" на почве оккультизма..." (История Русской
Философии. т. I, 289).
"Тема "деяния", как мы видели выше, стояла перед Герценом уже в
ранний период его творчества, - но тогда она была связана с религиозными
идеями и притом в их оккультическом обрамлении. В этом обрамлении "деяние"
в сущности равносильно магии, - и под этой формой развивалось в
"теургическое" беспокойство! - тот, уже секуляризованный, оторвавшийся от
былой (XVI век) идеи "священного царства" мотив, который ставил вопрос об
ответственном участии в историческом процессе. У Герцена больше, чем у
кого-либо другого, это преобразуется в утопию, насыщенную историософическим
магизмом. Мы слышали уже его собственное свидетельство, что слово
"республика" имела для него "нравственный смысл", точнее, это был идеал,
заключающий в себе "магические" силы. Здесь лежит корень той безоглядной
веры в магию всяческого прогресса, в магию революционного "деяния", которая
от Бакунина и Герцена (в раннюю пору) продолжает зажигать русские сердца"
(История Русской Философии. том I, 294).
Благодаря материальной помощи Герцена, Бакунин уезжает в Германию.
Сблизившись с левыми гегельянцами Бакунин все более и более левеет. В 1842
году им была напечатана в журнале левых гегельянцев статья "Реакция в
Германии", в которой он уже утверждал, что "радость разрушения есть
творческая радость", "...у Бакунина, - замечает В. Зеньковский, - впервые
выступает утопизм с чертами революционного динамизма. У некоторых
декабристов, правда, уже прорывался революционный утопизм, но по-настоящему
он впервые проявляется именно у Бакунина, - и с тех пор он не исчезает у
русских мыслителей и время ют времени вспыхивает и пылает своим жутким