|
|
|
оккультизма, который вообще является псевдоморфозой (подражанием. - Б. Б.)
религиозной жизни, легла потребность "действия", "деяния", невозможность
остановиться на одном теоретизировании. Мы потому подчеркиваем зависимость
темы "деяния" у Герцена от оккультизма, что мы много еще раз будем
встречать рецидивы темы "деяния" на почве оккультизма..." (История Русской
Философии. т. I, 289).
"Тема "деяния", как мы видели выше, стояла перед Герценом уже в
ранний период его творчества, - но тогда она была связана с религиозными
идеями и притом в их оккультическом обрамлении. В этом обрамлении "деяние"
в сущности равносильно магии, - и под этой формой развивалось в
"теургическое" беспокойство! - тот, уже секуляризованный, оторвавшийся от
былой (XVI век) идеи "священного царства" мотив, который ставил вопрос об
ответственном участии в историческом процессе. У Герцена больше, чем у
кого-либо другого, это преобразуется в утопию, насыщенную историософическим
магизмом. Мы слышали уже его собственное свидетельство, что слово
"республика" имела для него "нравственный смысл", точнее, это был идеал,
заключающий в себе "магические" силы. Здесь лежит корень той безоглядной
веры в магию всяческого прогресса, в магию революционного "деяния", которая
от Бакунина и Герцена (в раннюю пору) продолжает зажигать русские сердца"
(История Русской Философии. том I, 294).
Благодаря материальной помощи Герцена, Бакунин уезжает в Германию.
Сблизившись с левыми гегельянцами Бакунин все более и более левеет. В 1842
году им была напечатана в журнале левых гегельянцев статья "Реакция в
Германии", в которой он уже утверждал, что "радость разрушения есть
творческая радость", "...у Бакунина, - замечает В. Зеньковский, - впервые
выступает утопизм с чертами революционного динамизма. У некоторых
декабристов, правда, уже прорывался революционный утопизм, но по-настоящему
он впервые проявляется именно у Бакунина, - и с тех пор он не исчезает у
русских мыслителей и время ют времени вспыхивает и пылает своим жутким
|
|
|
|