|
|
|
поветрия.
А увлечение масонством и вольтерьянством носили уже совсем
отчетливый характер умственной эпидемии.
Когда умственно нормальный человек знакомится с "идейными исканиями"
членов Ордена Р. И., он сразу по горло погружается в трясину философской и
политической патологии. От философских и политических теорий и политической
практики членов Ордена несет патологической атмосферой сумасшедшего дома, в
который навек заключены неизлечимые безумцы. "Вспоминая прошлое, - пишет в
"Бывшее и несбывшееся" Ф. Степун (т. I, стр. 62), - иной раз трудно
удержаться от мысли, что все наше революционное движение было каким-то
поветрием, сплошным бредом, не объяснимыми ни социально-политической
отсталостью русской жизни, ни особой чуткостью русской души к несчастьям
ближнего, а скорее всего поветрием, некоторой эпидемической болезнью
сознания, которая заражала и подкашивала всех, кто попадался ей на пути".
Порвав с Православием, члены Ордена Р. И., только недавно ушедшие
из-под власти религиозного просвещения, продолжали воспринимать всякую
идеологию религиозно, то есть догматически. Расставшись с церковной верой,
они создали себе суррогат ее в виде верований философских и политических. В
статье "Наша университетская наука" Писарев утверждал, что "Сильно развитая
любовь ведет к фанатизму, а сильный фанатизм есть безумие, мономания, идея
фикс". Такого рода фанатизмом, доходившего часто до настоящего
умопомешательства и обладали многие из Ордена. Бакунин признавался в своей
"Исповеди", что в его "природе была всегда любовь к фантастическому, к
необыкновенному, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим
горизонт безграничный".
История русского западничества и история "идейных исканий" Ордена Р.
И. - беспрерывная цепь, сменяющих друг друга идейных эпидемий. После
запрещения масонства, увлечение масонством сменяется увлечением германской
идеалистической философией, которая усвоила многие идеи европейского
|
|
|
|