Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

философии", - были, конечно, западниками, они ждали ОТКРОВЕНИЙ И

НАСТАВЛЕНИЙ ОТ ЗАПАДНЫХ "БРАТЬЕВ", вот отчего очень много трудов положили
русские масоны на то, чтобы приобщить русских людей к огромной
религиозно-философской литературе Запада" (т. I, 106).
Родимые пятна масонских идей весьма явственно проступают в
миросозерцании основателей Ордена Р. И. и их последователей. В
законодательстве всех стран, самым верным признанием считается добровольное
признание самого подозреваемого в каком-либо преступлении. Есть такие
добровольные признания членов Ордена о наличии духовной зависимости русской
интеллигенции от русского масонства? Да, такие добровольные признания,
есть. Н. Бердяев, Кропоткин, В. Зеньковский и другие выдающиеся члены
Ордена неоднократно утверждали, что русская интеллигенция духовно оформлена
русским вольтерьянством и масонством. Вольтерьянство же своими истоками
тоже уходит к масонству. По свидетельству венерабля ложи "Лаланд", Вольтер
был членом ложи "Девять Сестер", в которую вступил в 1726 году. Секретарь
ложи Великого Востока Франции Базе, в одной из своих речей заявил: "Не было
и не могло быть борьбы между масонством и великими философами (Гельвеций,
Вольтер, Руссо, Кондорсе), так как их цель - цель тех и других". И русское
вольтерьянство было, по существу, тоже разновидностью масонства, цель
которого было разлагать души тех, которых нельзя было уловить на приманку в
виде "всеобщей и естественной религии".
"В общем, - пишет В. Зеньковский, - можно отметить следующие
основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) То, что
можно назвать "русским вольтерьянством" и в чем надо различать скептицизм и
"вольнодумство" от более серьезного "вольтерьянства". Термин этот,
утвердившийся в русской литературе (в жизни), очень недостаточно и
односторонне выражает сущность этого течения, из которого впоследствии
оформились, как идейный радикализм, так и существенно отличный от него
"нигилизм". 2) Второе течение определялось потребностью создать новую