|
|
|
философии", - были, конечно, западниками, они ждали ОТКРОВЕНИЙ И
НАСТАВЛЕНИЙ ОТ ЗАПАДНЫХ "БРАТЬЕВ", вот отчего очень много трудов положили
русские масоны на то, чтобы приобщить русских людей к огромной
религиозно-философской литературе Запада" (т. I, 106).
Родимые пятна масонских идей весьма явственно проступают в
миросозерцании основателей Ордена Р. И. и их последователей. В
законодательстве всех стран, самым верным признанием считается добровольное
признание самого подозреваемого в каком-либо преступлении. Есть такие
добровольные признания членов Ордена о наличии духовной зависимости русской
интеллигенции от русского масонства? Да, такие добровольные признания,
есть. Н. Бердяев, Кропоткин, В. Зеньковский и другие выдающиеся члены
Ордена неоднократно утверждали, что русская интеллигенция духовно оформлена
русским вольтерьянством и масонством. Вольтерьянство же своими истоками
тоже уходит к масонству. По свидетельству венерабля ложи "Лаланд", Вольтер
был членом ложи "Девять Сестер", в которую вступил в 1726 году. Секретарь
ложи Великого Востока Франции Базе, в одной из своих речей заявил: "Не было
и не могло быть борьбы между масонством и великими философами (Гельвеций,
Вольтер, Руссо, Кондорсе), так как их цель - цель тех и других". И русское
вольтерьянство было, по существу, тоже разновидностью масонства, цель
которого было разлагать души тех, которых нельзя было уловить на приманку в
виде "всеобщей и естественной религии".
"В общем, - пишет В. Зеньковский, - можно отметить следующие
основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) То, что
можно назвать "русским вольтерьянством" и в чем надо различать скептицизм и
"вольнодумство" от более серьезного "вольтерьянства". Термин этот,
утвердившийся в русской литературе (в жизни), очень недостаточно и
односторонне выражает сущность этого течения, из которого впоследствии
оформились, как идейный радикализм, так и существенно отличный от него
"нигилизм". 2) Второе течение определялось потребностью создать новую
|
|
|
|