|
|
|
Церкви. В русском народе кроется дух христианства, такой нежный, такой
особый, какой не встречается в других народах Европы".
Немец В. Шубарт пишет в "Европа и душа Востока": "В
противоположность прометеевскому человеку, русский обладает христианскими
добродетелями в качестве постоянных национальных свойств. Русские были
христианами еще до обращения в христианство".
"Гармонический дух живет во всем древнейшем русском христианстве.
Православная Церковь принципиально терпима. Она отрицает насильственное
распространение своего учения и порабощение совести. Она меняет свое
поведение только со времен Петра I, когда, подпав под главенство
государства, она допустила ущемление им своих благородных принципов".
Москва всегда смотрела на Константинополь, как на крепость
Православия среди латинского и басурманского моря. И взятие Византии
турками глубоко потрясло всех жителей Московской Руси. "...с самого
покорения Константинополя, - пишет Достоевский в "Дневнике Писателя" (1877
г.), весь огромный христианский Восток невольно и вдруг обратил свой
молящий взгляд на далекую Россию, только что вышедшую тогда из своего
татарского рабства, и как бы предугадал в ней будущее ее могущество, свой
будущий всеединящий центр себе во спасение. Россия же немедленно и не
колеблясь приняла знамя Востока и поставила царьградского двуглавого орла
выше своего древнего герба и тем как бы приняла обязательство перед всем
православием; хранить его и все народы, его исповедующие, от конечной
гибели. В то же время и весь русский народ совершенно подтвердил новое
назначение России и царя своего в грядущих судьбах всего Восточного мира. С
тех пор главное, излюбленное наименование царя своего народа твердо и
неуклонно поставил и до сих пор видит в слове: "православный", "Царь
православный". Назвав так царя своего, он как бы признал в наименовании
этом и назначение его, - назначение охранителя, единителя, а когда
прогремит веление Божие, - и освободителя православия и всего христианства,
|
|
|
|