Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

верования, разрушить все надежды на прошлое, разбить все предрассудки,

поднять руки на прежние идеалы, без снисхождения и без жалости". В число
революции Герцен зачисляет также и Петра I. "Петр I, конвент, - пишет он
Бакунину, - научили нас шагать семимильными сапогами, шагать из первого
месяца беременности в девятый и ломать без разбора все, что попадется на
дороге".

XXI

"Я жид по натуре, - писал Белинский Герцену, - и с филистимлянами за
одним столом есть не могу". "Самая революционная натура Николаевского
времени, - подчеркивает Герцен в "Былое и Думы", - Белинский".
"Отрицание - мой Бог, - пишет Белинский Боткину. - В истории мои
герои - разрушители старого - Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы,
Байрон ("Каин") и т.п. Рассудок для меня теперь выше разумности (разумеется
- непосредственной), и потому мне отраднее кощунства Вольтера, чем
признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было. Знаю, что
Средние века - великая эпоха, понимаю святость, поэзию, грандиозность
религиозности Средних веков; но мне приятнее XVIII век - эпоха падения
религии: в Средние века жгли на кострах еретиков, вольнодумцев, колдунов; в
XVIII - рубили на гильотине головы аристократам, попам и другим врагам
Бога, разума и человечности".
Вот еще несколько жутких признаний Белинского, заимствованных из его
писем: "Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что
кровь тысячей в сравнении с унижением и страданиями миллионов". "Но смешно
и подумать, что это может сделаться само собою, временем, без
насильственных переворотов, без крови". "Я все думал, что понимаю революцию
- вздор - только начинаю понимать".
Когда большевики зачисляют в число своих духовных предков