Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Западной Европы. Идея преданности русскому царю соединяется у Гоголя с

идеей верности православию. К двум этим "китам" прибавляется и идея
"народности" в духе того славянско-российского национализма, который
появился уже во второй редакции "Тараса Бульбы" и во вставке в главу XI
"Мертвых душ", сделанной Гоголем в Москве. Наконец, Гоголем овладевает и
мысль, что свое будущее Россия "Православия, Самодержавия и Народности"
должна искать в своем прошлом". "Идеи Православия, самодержавия,
российско-славянского национализма и поворота вспять, к средневековому
прошлому, и составили содержание той проповеди, с которой Гоголь обратился
к России в "Выбранных местах из переписки с друзьями". Эти идеи не были
достоянием одного только Гоголя. Конечно, он пришел к таким выводам из
своих мучительных раздумий и колебаний самостоятельно, но это вовсе не
значит, что взгляды его друзей-славянофилов не оказали на него никакого
влияния. Он пристально следил за тем, что делают его московские друзья, и
солидаризировался с ними, когда они взяли в свои руки погодинский
"Москвитянин".
Гоголь придерживался взгляда Пушкина, что замена монархического
строя республиканским не сможет сразу улучшить жизнь в России. "Прошло то
время, - писал Гоголь в наброске статьи "О сословиях в государстве", -
когда идеализировали и мечтали о разного рода правлениях, и умные люди,
обольщенные формами, бывшими у других народов, горячо проповедовали: одни -
совершенную демократию, другие - монархию, третьи - аристократию, четвертые
- смесь всего вместе, пятые - потребность двух борющихся сил в
государстве". "Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что
правление не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она
образуется нечувствительно, само собой, из духа и свойств самого народа, из
местности - земли, на которой живет народ, из истории самого народа".
На царскую власть Гоголь смотрел так же, как и Пушкин, как на
народную власть отвечающую русскому народному миросозерцанию и характеру,