Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

идеологию национализма, в виду крушения церковной идеологии. Одни искали

нового обоснования национализма в "естественном праве", другие - в линиях
"просветительства" (русский гуманизм XVIII века). 3) Третье течение, тоже
идущее по линии секуляризации (отделение от Церкви, от религиозной
культуры. - Б. Б.) , ищет удовлетворения религиозно-философских запросов
вне Церкви сюда относится русское масонства".
"Обратимся прежде всего к тому, что принято называть "русским
вольтерьянством". Уже одно то, что именем Вольтера сами русские люди
обозначали целое течение мысли и настроений, является очень характерным.
Действительно, имя Вольтера было знаменем, под которым объединялись все те,
кто с беспощадной критикой и часто даже с презрением отвергали "старину" -
бытовую, идейную, религиозную, кто высмеивал все, что покрывалось
традицией, кто стоял за самые смелые нововведения и преобразования. На
почве этого огульного отвержения прошлого, развивается постепенно вкус к
утопиям" (Т. I, стр. 85).
Русское вольтерьянство, со одной стороны стремилось к крайнему
политическому радикализму, а с другой, по свидетельству Фонвизина "идейные"
занятия в кружках вольтерьянцев заключались главным образом в "богохульстве
и кощунстве". Верную характеристику русскому вольтерьянству дает
Ключевский: "Потеряв своего Бога, - замечает он, - заурядный русский
вольтерьянец не просто уходил из ЕГО храма, как человек, ставший в нем
лишним, но подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом
набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать".
В этой характеристике вольтерьянства не трудно увидеть первые ростки
того нигилизма, который, прочно, со времен вольтерьянства вошел в русский
духовный быт. "...новые идеи, - констатирует Ключевский, - нравились, как
скандал, подобно рисункам соблазнительного романа. Философский смех
освобождал нашего вольтерьянца от законов божеских и человеческих,
эмансипировал его дух и плоть, делал его недоступным ни для каких страхов,