|
|
|
идеологию национализма, в виду крушения церковной идеологии. Одни искали
нового обоснования национализма в "естественном праве", другие - в линиях
"просветительства" (русский гуманизм XVIII века). 3) Третье течение, тоже
идущее по линии секуляризации (отделение от Церкви, от религиозной
культуры. - Б. Б.) , ищет удовлетворения религиозно-философских запросов
вне Церкви сюда относится русское масонства".
"Обратимся прежде всего к тому, что принято называть "русским
вольтерьянством". Уже одно то, что именем Вольтера сами русские люди
обозначали целое течение мысли и настроений, является очень характерным.
Действительно, имя Вольтера было знаменем, под которым объединялись все те,
кто с беспощадной критикой и часто даже с презрением отвергали "старину" -
бытовую, идейную, религиозную, кто высмеивал все, что покрывалось
традицией, кто стоял за самые смелые нововведения и преобразования. На
почве этого огульного отвержения прошлого, развивается постепенно вкус к
утопиям" (Т. I, стр. 85).
Русское вольтерьянство, со одной стороны стремилось к крайнему
политическому радикализму, а с другой, по свидетельству Фонвизина "идейные"
занятия в кружках вольтерьянцев заключались главным образом в "богохульстве
и кощунстве". Верную характеристику русскому вольтерьянству дает
Ключевский: "Потеряв своего Бога, - замечает он, - заурядный русский
вольтерьянец не просто уходил из ЕГО храма, как человек, ставший в нем
лишним, но подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом
набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать".
В этой характеристике вольтерьянства не трудно увидеть первые ростки
того нигилизма, который, прочно, со времен вольтерьянства вошел в русский
духовный быт. "...новые идеи, - констатирует Ключевский, - нравились, как
скандал, подобно рисункам соблазнительного романа. Философский смех
освобождал нашего вольтерьянца от законов божеских и человеческих,
эмансипировал его дух и плоть, делал его недоступным ни для каких страхов,
|
|
|
|