|
|
|
были главными препятствиями преграждавшими дорогу к более справедливому
социальному строю.
II
Как верно подчеркивает В. С. Варшавский в своей книге "Незамеченное
поколение", - "Настоящая, искренне принятая идея всегда таинственно проста.
Тем не менее, вследствие ее трансцендентности интеллектуальному плану, ее
трудно высказать. Это несоизмеримость между сущностью идеи и понятиями, при
помощи которых ее пытаются определить, часто ведет к трагической путанице.
Особенно молодежь в том возрасте, когда душа человека наиболее раскрыта
призыву героизма, легко принимает за выражение вдохновляющей ее идеи правды
и добра учения, подчас несовместимые с этой идеей. Нет такой, даже самой
чудовищной и человеконенавистнической доктрины, которая не могла бы увлечь
самых чистых и лучших молодых людей, из породы героев Достоевского,
"требующих скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем
пожертвовать для этого подвига, даже жизнью". "Впрочем, - пишет митрополит
Анастасий в книге "Беседы с собственным сердцем", - в появлении и
утверждении безбожного материалистического коммунизма на Русской почве есть
своя диалектика. Наша радикальная интеллигенция, отойдя от Церкви, унесла с
собой из христианства высокие начала любви и сострадания к меньшой братии и
тесно связанную с ними идею жертвенности, свободы, равенства и братства.
Из этого нравственного материала они хотели создать новый
общественный порядок на земле, но уже без религиозного основания. Однако
чисто гуманистическое мировоззрение, как доказал это исторический опыт, не
может служить твердой базой для человеческой жизни, ибо оно само всегда
кажется как бы висящим в воздухе - между небом и землей" (стр. 119).
Создатели Ордена Р. И., подлинные идеалисты, не сразу отказываются
от возвещенных Христом истин. Учитель Белинского Станкевич писал:
|
|
|
|