|
|
|
XII
Могут возразить, что идея Третьего Рима могла быть творческой идеей
только в русское средневековье, а что, де, для "прогрессивного 19 века" она
не годилась, что если бы Николай I и его преемники и восстановили духовную
независимость Церкви, и положили в основу государственного строительства
вновь идею Третьего Рима, то это не могло бы послужить основой
национального возрождения. Это не серьезное возражение. Мы не знаем,
погибла ли бы Московская Русь, как это обычно уверяют, если бы ее не "спас"
Петр I, но мы знаем трагические результаты этого "спасения". Точно также -
мы не знаем, какие бы результаты дало восстановление патриаршества в
царствование Николая I и возвращение к идее построения Третьего Рима, но мы
знаем каким трагическим путем пошло развитие России, когда патриаршество
восстановлено не было.
Отказ от идеи Третьего Рима есть отказ от русской концепции
государственности, которая, как верно утверждает Тихомиров "ставит выше
всего, выше юридических отношений, начало этическое. ЭТИМ создана русская
монархия, как верховенство национального нравственного идеала, и она много
веков вела народ к развитию и преуспеянию, ко всемирной роли, к первой роли
среди народов земных, именно на основе такого характера государства.
Действительно, если государственная идея русского народа есть вообще
фантазия и ошибка, и ему должно усвоить обычную (Римскую) идею государства,
как построения чисто юридического, или же если идея русская хотя и высока,
но не по силам самому русскому народу, то в обоих случаях - эта идея для
России сама собою упраздняется". "ВМЕСТЕ С ТЕМ, УПРАЗДНЯЕТСЯ И МИРОВАЯ
МИССИЯ РОССИИ, ибо в сфере построения государства на основе юридической
решительно все народы доказали свое превосходство перед русским". Это
доказывает вся история Петербургского периода, после того как Петр I
отказался от русской концепции государственности заменив самодержавие
|
|
|
|