Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

XII


Могут возразить, что идея Третьего Рима могла быть творческой идеей
только в русское средневековье, а что, де, для "прогрессивного 19 века" она
не годилась, что если бы Николай I и его преемники и восстановили духовную
независимость Церкви, и положили в основу государственного строительства
вновь идею Третьего Рима, то это не могло бы послужить основой
национального возрождения. Это не серьезное возражение. Мы не знаем,
погибла ли бы Московская Русь, как это обычно уверяют, если бы ее не "спас"
Петр I, но мы знаем трагические результаты этого "спасения". Точно также -
мы не знаем, какие бы результаты дало восстановление патриаршества в
царствование Николая I и возвращение к идее построения Третьего Рима, но мы
знаем каким трагическим путем пошло развитие России, когда патриаршество
восстановлено не было.
Отказ от идеи Третьего Рима есть отказ от русской концепции
государственности, которая, как верно утверждает Тихомиров "ставит выше
всего, выше юридических отношений, начало этическое. ЭТИМ создана русская
монархия, как верховенство национального нравственного идеала, и она много
веков вела народ к развитию и преуспеянию, ко всемирной роли, к первой роли
среди народов земных, именно на основе такого характера государства.
Действительно, если государственная идея русского народа есть вообще
фантазия и ошибка, и ему должно усвоить обычную (Римскую) идею государства,
как построения чисто юридического, или же если идея русская хотя и высока,
но не по силам самому русскому народу, то в обоих случаях - эта идея для
России сама собою упраздняется". "ВМЕСТЕ С ТЕМ, УПРАЗДНЯЕТСЯ И МИРОВАЯ
МИССИЯ РОССИИ, ибо в сфере построения государства на основе юридической
решительно все народы доказали свое превосходство перед русским". Это
доказывает вся история Петербургского периода, после того как Петр I
отказался от русской концепции государственности заменив самодержавие