Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

от всех остальных людей, который возник в России и похожего которому не

было ни в одной из стран, культура которых развивалась органическим путем,
не знала такого катастрофического разрыва с национальными духовными
традициями, который возник в России после Петровской революции. Если бы
слой похожий на "интеллигенцию" существовал в какой-нибудь из стран, то он
имел бы уже соответствующее наименование. Но такого слоя нигде до того не
существовало и для того, чтобы отличить интеллигенцию от существовавшего в
России нормального образованного слоя, пришлось выдумать специальное
название.
Интеллигент, - по мнению Боборыкина, - не образованный,
высокоразвитый человек, а "передовой" и "прогрессивный" человек. А в
понятие прогрессивности в то время вкладывались определенные понятия,
совершенно определенные точки зрения на "прогресс", эволюционное и
революционное развитие человечества. "Интеллигент" - человек
"прогрессивного мировоззрения", преданный революционно-якобинским идеям в
той или иной степени - верноподданный идеи революционного развития
общества. "Мы должны исходить из бесспорного, - указывает Г. Федотов, -
существует (существовала) группа, именующая себя русской интеллигенцией, и
признаваемая за таковую и ее врагами. Существует и самосознание этой
группы, исконни задумывавшейся над своеобразием своего положения в мире над
своим призванием, над своим прошлым. Она сама писала свою историю. Под
именем "истории русской литературы", "русской общественной мысли",
"русского самосознания" много десятилетий разрабатывалась история русской
интеллигенции, в одном стиле, в духе одной традиции. И так эта традиция
аутентическая ("сама в себе"), то в известном смысле она для историка
обязательна. Мы ничего не сможем понять в природе буддийской церкви,
например, если будем игнорировать церковную литературу буддистов".

VII