|
|
|
от всех остальных людей, который возник в России и похожего которому не
было ни в одной из стран, культура которых развивалась органическим путем,
не знала такого катастрофического разрыва с национальными духовными
традициями, который возник в России после Петровской революции. Если бы
слой похожий на "интеллигенцию" существовал в какой-нибудь из стран, то он
имел бы уже соответствующее наименование. Но такого слоя нигде до того не
существовало и для того, чтобы отличить интеллигенцию от существовавшего в
России нормального образованного слоя, пришлось выдумать специальное
название.
Интеллигент, - по мнению Боборыкина, - не образованный,
высокоразвитый человек, а "передовой" и "прогрессивный" человек. А в
понятие прогрессивности в то время вкладывались определенные понятия,
совершенно определенные точки зрения на "прогресс", эволюционное и
революционное развитие человечества. "Интеллигент" - человек
"прогрессивного мировоззрения", преданный революционно-якобинским идеям в
той или иной степени - верноподданный идеи революционного развития
общества. "Мы должны исходить из бесспорного, - указывает Г. Федотов, -
существует (существовала) группа, именующая себя русской интеллигенцией, и
признаваемая за таковую и ее врагами. Существует и самосознание этой
группы, исконни задумывавшейся над своеобразием своего положения в мире над
своим призванием, над своим прошлым. Она сама писала свою историю. Под
именем "истории русской литературы", "русской общественной мысли",
"русского самосознания" много десятилетий разрабатывалась история русской
интеллигенции, в одном стиле, в духе одной традиции. И так эта традиция
аутентическая ("сама в себе"), то в известном смысле она для историка
обязательна. Мы ничего не сможем понять в природе буддийской церкви,
например, если будем игнорировать церковную литературу буддистов".
VII
|
|
|
|