Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

заговорил преимущественно о старом".

"Вы говорите, - писал еще Гоголь Белинскому, - что спасение России в
европейской цивилизации, но какое это беспредельное и безграничное слово.
Хотя бы определили, что нужно подразумевать под именем европейской
цивилизации. Тут и фаланстеры и красные и всякие, и все готовы друг друга
съесть и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что
трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает поневоле: где же
цивилизация?"
В герое "Мертвых душ" генерале Бетрищеве, считающем, что стоит
только одеть половину русских мужиков в немецкие штаны, как "науки
возвысятся, торговля подымется, и золотой век настанет в России", Гоголь
высмеивал утопические воззрения основателей Ордена Р. И. - западников.
Западники, по мнению Гоголя, принадлежат к числу тех русских умников, про
которых Констанжогло метко сказал, что это те умники, "которые, не узнавши
прежде своего, набираются дури вчуже".
Возражая на обвинения Белинского, что он будто бы отвергает вообще
необходимость учиться у Европы, Гоголь пишет: "Не менее странно также, - из
того, что я выставил ярко на вид наши русские элементы, делать вывод, будто
я отвергаю потребность просвещения европейского и считаю ненужным для
русского знать весь трудный путь совершенствования человечества. И прежде,
и теперь мне казалось, что русский гражданин должен знать дела Европы. Но
я, я был убежден, что если при этой похвальной жадности знать чужеземное,
упустишь из виду русские начала, то знания эти не принесут добра, собьют,
спутают и разбросают мысли, наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их.
И прежде, и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень
глубоко узнать свою русскую природу, и что только с помощью этого знания
можно почувствовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы,
которая сама этого не говорит".
Гоголь писал в "Авторской исповеди": "Сколько я себя помню, я всегда