|
|
|
VII
Как обстояло дело с борьбой за возрождение идеи Третьего Рима в
царствование Николая I?
Как, например, относился к задаче восстановления патриаршества самый
выдающийся иерарх Николаевской эпохи Московский митр. Филарет? Для
Филарета, как указывает митр. Антоний даже "не возникал вопрос о
неканоничности высшего церковного управления в России и, хотя он по своему
авторитету среди других русских иерархов, несомненно был первым из них,
являясь как бы русским Патриархом, но он никогда не поднимал вопроса о
необходимости восстановления патриаршества в России и о неканоничности
Святейшего Синода". (Еп. Никон. Жизнеоп. Блаж. Антония, т. II, стр. 114).
Не ставили перед Николаем I вопрос о необходимости восстановления
духовной независимости Церкви и другие видные иерархи. Может быть и
понимали необходимость восстановления, но вопрос этот не поднимали, не
желая вступать в конфликт с Синодом, боясь пострадать за свои убеждения.
После того, как в первое десятилетие после учреждения синода большая
часть епископов побывала в тюрьмах, были расстригаемы, биты кнутом и т.д.
воля к сопротивлению у церковной иерархии была сломлена. "В истории
Константинопольской Церкви, - свидетельствует Доброклонский в исследовании
"Синодальный период", - после турецкого завоевания, мы не находим ни одного
периода такого разгрома епископов и такой бесцеремонности в отношении
церковного имущества".
Православная Церковь не против активного участия в строительстве
мирской жизни в духе заветов Христа. Мы знаем и роль монастырей и роль
Сергия Радонежского и других выдающихся деятелей Православия в деле
строительства национального государства и русского общества в допетровское
время и в деле защиты Руси в допетровское время. В произнесенной в
Московской Духовной Академии речи в день 500-летнего юбилея Преподобного
|
|
|
|