|
|
|
совсем другого мира.
Это очень неестественное положение. Обыкновенно общество и отдельные
лица, вращались среди внешних явлений и отношений, для оценки их имеют и
свои понятия и чувства. Но эти понятия и чувства родственны по
происхождению с окружающими явлениями и отношениями. Это просто осадок
житейских наблюдений. Значит, в каждом правильно сложившемся миросозерцании
факты и идеи должны иметь одно происхождение, и только при таком родстве
могут помогать друг другу, - ибо факты умеряют идеи, а идеи регулируют
факты. Русский образованный ум в XVIII в. стал в трагикомическое положение:
он знал факты одной действительности, а питался идеями другой. Начала у
него не сходились и не могли сойтись с концами. Вот когда зародилась
умственная болезнь, которая потом тяготела над всеми нисходящими
поколениями, если мы только не признаемся, что она тяготеет над нами и по
сие время. Наши общие идеи не имеют ничего общего с нашими наблюдениями -
мы плохо знаем русские факты и очень хорошо нерусские идеи".
V
"Я, как ваятель, как золотых дел мастер, старательно леплю и
вырезываю к всячески украшаю тот кубок, в котором сам же подношу себе
отраву". Приведя это признание Тургенева, митр. Анастасий замечает в своей
книге "Беседы с собственным сердцем": "Вот исповедь русского интеллигента,
типичным воплощением которого был сам автор этих слов - Тургенев.
Утонченная отрава - это роковой удел нашей интеллигенции. Ей не дано
ощутить цветение и аромата жизни, которыми наслаждаются люди цельного духа.
Так паук извлекает яд из цветка, дающего пчеле нектар".
Отец Павел Флоренский в книге "Столп и утверждение истины"
противопоставляет православное жизнепонимание "брезгливому интеллигентскому
мирочувствию или, скорее, интеллигентскому миробесчувствию". Масонство
|
|
|
|