|
|
|
великодержавность и ее своеобразие.
Отвержение Московской Русью флорентийской унии, по верной
характеристике нашего историка С. М. Соловьева, "есть одно из тех великих
решений, которые на многие века вперед определяют судьбу народов...
Верность древнему благочестию, провозглашенная вел. кн. Василием
Васильевичем, поддержала самостоятельность северо-восточной Руси в 1612 г.,
сделала невозможным вступление на московский престол польского королевича,
повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой
России с Великой, условила падение Польши, могущество России и связь
последней с единоверными народами Балканского полуострова" ("Владимирский
сборник").
Вот как вера в идею Третьего Рима выражалась у отца Петра I -
Тишайшего Царя:
"Говорили, что на Св. Пасху (1656 г.) государь, христосуясь с
греческими купцами, бывшими в Москве, сказал между прочим к ним:
"Хотите вы и ждете ли, чтобы я освободил вас из плена и выкупил?". И
когда они отвечали: "Как может быть иначе?, как нам не желать этого?" - он
прибавил: "Так, - поэтому, когда вы возвратитесь в свою сторону, просите
всех монахов и епископов молить Бога и совершать литургию за меня, чтоб их
молитвами дана была мне мощь отрубить голову их врагу". И, пролив при этом
обильные слезы, он сказал потом обратившись к вельможам: "Мое сердце
сокрушается о порабощении этих бедных людей, которые стонут в руках врагов
нашей веры. Бог призовет меня к отчету в день суда, если, имея возможность
освободить их, я пренебрег этим. - Я не знаю как долго будет продолжаться
это дурное состояние государственных дел, но со времени моего отца и
предшественников его, к нам не переставали приходить с жалобой на угнетение
поработителей патриархи, епископы, монахи и простые бедняки, из которых ни
один не приходил иначе, как только преследуемый суровой печалью и убегая от
жестокости своих господ; и я боюсь вопросов, которые мне предложит Творец в
|
|
|
|