|
|
|
Белинским о бытии Божьем. Улучив минуту, он предложил прекратить временно
спор и идти поесть.
- Как, - закричал в возмущении Белинский, - мы еще не решили вопроса
о бытии Божьем, а вы хотите есть.
В. И. Оболенский после издания "Платоновых разговоров", целую неделю
играл на флейте без .. сапог. Друг Герцена Огарев, решивший жить "под
знаком Гегеля", решил подавлять все чувства любви: "я не должен поддаваться
любви, - пишет он, - моя любовь посвящена высшей универсальной любви... я
принесу свою настоящую любовь в жертву на алтарь всемирного чувства".
Неистовый Бакунин проповедовал философию Гегеля всем знакомым дамам.
На одном благотворительном балу провозглашались тосты за категории
гегелевской логики.
Московские салоны стали "философскими салонами".
Гегельянские кружки существовали не только в обоих столицах, но даже
и в провинциальных городах.. Был гегельянский кружок даже в Нежине.
Увлечение немецким идеализмом шло широко, чисто по-русски:. "от соленых
нежинских огурчиков прямо... к Гегелю".
В "Былом и Думах", характеризуя книжное отношение к жизни, царившее
в московском гегельянском кружке 1840-х годов, Герцен писал: "Все в самом
деле живое, непосредственное, всякое простое чувство было возведено в
отвлеченные категории и возвращалось оттуда без капли живой крови, бледной
алгебраической тенью".
Философия Гегеля подобного восторженного поклонения совершенно не
заслуживала. Выдающийся русский мыслитель К. Ф. Федоров дает следующую,
верную оценку Гегелю: "Гегель, можно сказать, родился в мундире. Его предки
были чиновниками в мундирах, чиновники в рясах, чиновники без мундиров -
учителя, а отчасти, хотя и ремесленники, но, тоже, цеховые. Все это
отразилось на его философии, особенно же на бездушнейшей "Философии Духа",
раньше же всего на его учении о праве. Называть конституционное государство
|
|
|
|