Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Белинским о бытии Божьем. Улучив минуту, он предложил прекратить временно

спор и идти поесть.
- Как, - закричал в возмущении Белинский, - мы еще не решили вопроса
о бытии Божьем, а вы хотите есть.
В. И. Оболенский после издания "Платоновых разговоров", целую неделю
играл на флейте без .. сапог. Друг Герцена Огарев, решивший жить "под
знаком Гегеля", решил подавлять все чувства любви: "я не должен поддаваться
любви, - пишет он, - моя любовь посвящена высшей универсальной любви... я
принесу свою настоящую любовь в жертву на алтарь всемирного чувства".
Неистовый Бакунин проповедовал философию Гегеля всем знакомым дамам.
На одном благотворительном балу провозглашались тосты за категории
гегелевской логики.
Московские салоны стали "философскими салонами".
Гегельянские кружки существовали не только в обоих столицах, но даже
и в провинциальных городах.. Был гегельянский кружок даже в Нежине.
Увлечение немецким идеализмом шло широко, чисто по-русски:. "от соленых
нежинских огурчиков прямо... к Гегелю".
В "Былом и Думах", характеризуя книжное отношение к жизни, царившее
в московском гегельянском кружке 1840-х годов, Герцен писал: "Все в самом
деле живое, непосредственное, всякое простое чувство было возведено в
отвлеченные категории и возвращалось оттуда без капли живой крови, бледной
алгебраической тенью".
Философия Гегеля подобного восторженного поклонения совершенно не
заслуживала. Выдающийся русский мыслитель К. Ф. Федоров дает следующую,
верную оценку Гегелю: "Гегель, можно сказать, родился в мундире. Его предки
были чиновниками в мундирах, чиновники в рясах, чиновники без мундиров -
учителя, а отчасти, хотя и ремесленники, но, тоже, цеховые. Все это
отразилось на его философии, особенно же на бездушнейшей "Философии Духа",
раньше же всего на его учении о праве. Называть конституционное государство