|
|
|
духовной литературе, задолго до послания инока Филофея, уже звучат ноты
православного мессианизма. Идея Третьего Рима - есть идея "русского
социализма", разрешения социальной справедливости на основе создания
целостной православной культуры. При такой религиозной настроенности. нет
места западному социализму, стремящемуся к построению земного рая без Бога
и христианства.
Основная ошибка русской интеллигенции, указывал Достоевский,
заключается в том, что увлекаясь идеями западного масонского социализма она
не желала. следовать идеям русского "социализма". "Вся глубокая ошибка их в
том, - писал он в "Дневнике писателя", - что они не признают в русском
народе церкви. Я не про здания церковные теперь говорю и не про причты, я
про наш русский "социализм" теперь говорю (и это обратно-противоположное
церкви слово беру именно для разъяснения моей мысли, как ни показалось бы
это странным) - цель и исход которого всенародная и вселенская церковь,
осуществленная на земле, поскольку земля может вместить ее. Я говорю про
неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого,
всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово. И если нет
еще этого единения, если не созиждилась еще церковь вполне, уже не в
молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой церкви и неустанная
жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного
народа нашего несомненно присутствует. Не в коммунизме, не в механических
формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в
конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский
социализм".
И поскольку вариант русского "социализма" во Христе не был
осуществлен, то на смену ему неизбежно должен был придти вариант западного
социализма во Антихристе, которым была так страстно увлечена русская
интеллигенция.
|
|
|
|