|
|
|
коренится в "идее", в теоретическом мировоззрении, построенном рассудочно и
властно прилагаемые к жизни, как ее норма и канон. Эта "идея" не вырастает
из самой жизни, из ее иррациональных глубин, как высшее ее рациональное
выражение. Она как бы спускается с неба, рождаясь матерью землей". "Говоря
простым языком русская интеллигенция "идейна" и "беспочвенна". Это ее
исчерпывающие определения. Они не вымышлены, а взяты из языка жизни:
первое, положительное, подслушано у друзей, второе, отрицательное, у врагов
(Страхов). Постараемся раскрыть их смысл. Идейность есть особый вид
рационализма, этически окрашенный".
"К чистому познанию он предъявляет, по истине, минимальные
требования. Чаще всего он берет готовую систему "истин", и на ней строит
идеал личного и общественного (политического) поведения. Если идейность
замещает религию, то она берет от нее лишь догмат и святость: догмат,
понимаемый рационалистически, святость - этически, с изгнанием всех
иррациональных, мистических или жизненных основ религии. Догмат определяет
характер поведения (святость), но сама святость сообщает системе "истин"
характер догмата, освящая ее, придавая ей неприкосновенность и
неподвижность. Такая система не способна развиваться. Она гибнет
насильственно, вытесняемая новой системой догм, и этой гибели идей
обыкновенно соответствует не метафорическая, а буквально гибель целого
поколения".
"Русское слово "интеллигенция", - пишет известный меньшевик Дан в
"Прохождении большевизма", - обозначает не профессиональную группу
населения, а особую социальную, объединенную известной политической
солидарностью" (стр. 32).
"Интеллигент, - пишет проф. В. Вейдле в "Три России", - одинаково не
признавал своим человеком, не разделявшего его политических идей и человека
безразличного к политическим идеям. У Врубеля, Анненского или Скрябина
могли быть (как впрочем, и, у любого бюрократа) интеллигентские черты, но
|
|
|
|