Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

коренится в "идее", в теоретическом мировоззрении, построенном рассудочно и

властно прилагаемые к жизни, как ее норма и канон. Эта "идея" не вырастает
из самой жизни, из ее иррациональных глубин, как высшее ее рациональное
выражение. Она как бы спускается с неба, рождаясь матерью землей". "Говоря
простым языком русская интеллигенция "идейна" и "беспочвенна". Это ее
исчерпывающие определения. Они не вымышлены, а взяты из языка жизни:
первое, положительное, подслушано у друзей, второе, отрицательное, у врагов
(Страхов). Постараемся раскрыть их смысл. Идейность есть особый вид
рационализма, этически окрашенный".
"К чистому познанию он предъявляет, по истине, минимальные
требования. Чаще всего он берет готовую систему "истин", и на ней строит
идеал личного и общественного (политического) поведения. Если идейность
замещает религию, то она берет от нее лишь догмат и святость: догмат,
понимаемый рационалистически, святость - этически, с изгнанием всех
иррациональных, мистических или жизненных основ религии. Догмат определяет
характер поведения (святость), но сама святость сообщает системе "истин"
характер догмата, освящая ее, придавая ей неприкосновенность и
неподвижность. Такая система не способна развиваться. Она гибнет
насильственно, вытесняемая новой системой догм, и этой гибели идей
обыкновенно соответствует не метафорическая, а буквально гибель целого
поколения".
"Русское слово "интеллигенция", - пишет известный меньшевик Дан в
"Прохождении большевизма", - обозначает не профессиональную группу
населения, а особую социальную, объединенную известной политической
солидарностью" (стр. 32).
"Интеллигент, - пишет проф. В. Вейдле в "Три России", - одинаково не
признавал своим человеком, не разделявшего его политических идей и человека
безразличного к политическим идеям. У Врубеля, Анненского или Скрябина
могли быть (как впрочем, и, у любого бюрократа) интеллигентские черты, но