Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

и безмерия".

Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с
учением их идейных противников - западников - "людей потревоженного духа".
Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия -
борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с
душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен
Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно
вернуть душе образованного человека былую целостность.
Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и
целостности, как и "Непонятый Предвозвеститель - Пушкин". Эту целостность
души они приобрели изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви",
которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых
духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские
святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.
И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из
старцев, он был "весь душа и любовь". По оценке Н. Арсеньева, автора
биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова - "есть редко
встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и
своих сил единой высшей цели - проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей
Правде, которой он служил всем своим существом".
Хомяков был убежденным противником крепостного права. "Христианин, -
писал он гр. Я. И. Ростовцеву, - может быть рабом, но не должен быть
рабовладельцем". Он был горячим проповедником освобождения крестьян и
является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ (Ю.
Самарина, кн. Черкасского, Кошелева и других).
Вся жизнь К. Аксакова "была безусловным протестом против петровской
Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни
русского народа".