|
|
|
и безмерия".
Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с
учением их идейных противников - западников - "людей потревоженного духа".
Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия -
борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с
душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен
Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно
вернуть душе образованного человека былую целостность.
Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и
целостности, как и "Непонятый Предвозвеститель - Пушкин". Эту целостность
души они приобрели изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви",
которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых
духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские
святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.
И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из
старцев, он был "весь душа и любовь". По оценке Н. Арсеньева, автора
биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова - "есть редко
встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и
своих сил единой высшей цели - проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей
Правде, которой он служил всем своим существом".
Хомяков был убежденным противником крепостного права. "Христианин, -
писал он гр. Я. И. Ростовцеву, - может быть рабом, но не должен быть
рабовладельцем". Он был горячим проповедником освобождения крестьян и
является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ (Ю.
Самарина, кн. Черкасского, Кошелева и других).
Вся жизнь К. Аксакова "была безусловным протестом против петровской
Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни
русского народа".
|
|
|
|