|
|
|
религиозной трагедии русского духа? Ему просто показалось, что Гоголь
крепостник. Он даже не понял, о чем идет речь. Я считаю Белинского крупным
и значительным человеком, но с большим легкомыслием к трагедии Гоголя
нельзя было отнестись.
Или Писарев и Пушкин. Пушкин был понят, принят вопреки
интеллигенции. То же самое было с Достоевским, да и с Толстым. Толстой,
Достоевский, В. Соловьев - это все представители русского духа, русской
культуры. И с ними у интеллигенции была сильная непрерывная борьба. Не было
цензуры жестче цензуры интеллигентской. Я знал лично Михайловского и я знал
его цензуру. А ведь он при этом, еще все время говорил о свободе".
Еще Лавров в "Исторических письмах" утверждал: "...Профессора и
академики, сами по себе, как таковые, не имели и не имеют ни малейшего
права причислять себя к интеллигенции". "Что же, быть может, интеллигенция
избранный цвет работников умственного труда? - задает вопрос Федотов. -
Людей мысли по преимуществу? И история русской интеллигенции есть история
русской мысли без различия направлений? Но где же в ней имена еп. Феофана
Затворника, Победоносцева, Козлова, Федорова, Каткова, - беру наудачу
несколько имен в разных областях мысли".
Конечно, никого из пересчисленных в состав разношерстного по идейным
взглядам Ордена зачислить нельзя. Не зачисляли еп. Феофана Затворника и
Победоносцева в состав Ордена до Г. Федотова, не зачисляет их и он. "Идея
включить Феофана Затворника в историю русской интеллигенции, - пишет
Федотов, - никому не приходила в голову по своей чудовищности. А между тем
влияние этого писателя на народную же жизнь было несомненно более сильным и
глубоким, чем любого из кумиров русской интеллигенции".
А вот утверждение из книги известного меньшевика Дана "Происхождение
большевизма": "...самые ученые и образованные люди, всецело поглощенные
умственным трудом, стоят вне этой группы, если они настроены консервативно
или реакционно. На иностранных языках нет выражения адэквантного русскому
|
|
|
|