|
|
|
на все явления жизни" (М. Зызыкин. Патриарх Никон),
Пламя Православия тихо горело только в "тиши монастырей, и особенно
в лице "старцев", к которым прибегали для поучения и утешения тысячи людей
из всех слоев русского народа. Художественное изображение того, как
действует "старец" известно всему миру из романа Достоевского "Братья
Карамазовы", где дан образ старца Зосимы" (Н. О. Лосский. Характер русского
народа, стр. 19). "Православие блюлось верующим, но чуждым научной
формулировке своей веры народом, в монастырях с учениками Паисия
Величковского, в Саровской Пустыни, одним словом там, где истинам веры
научились не в богословской школе, а в творениях св.. Отцов и в
православном быте" (Прот. Граббе, "А. С. Хомяков и его богословские
взгляды", "Прав. Путь", 1954 г., стр. 3).
Упадок Православия в его целом, порождал опасные явления: если
высшее и низшее духовенство коснело, по определению митр. Антония "в
традициях латинской школы и теоретической богословской схоластики" то
"народ отстранялся все далее и далее от церковной книги и от церковного
клироса, и, что еще печальнее, остался одиноким в своем религиозном быту, в
своих постах, богомолениях, паломничестве. Духовенство делалось все ученее,
все культурнее, а народ все невежественнее и менее освоенным с православной
дисциплиной".
* * *
Преследования старообрядчества продолжаются и в царствование Николая
I. А старообрядцы являлись в это время духовно наиболее стойкой частью
русского народа. Еще в 1866 году большой знаток старообрядчества
Мельников-Печерский писал министру внутренних дел: "Главный оплот будущего
России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа,
старобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев,
которые тогда не раскольники будут". Преследование же старообрядцев,
|
|
|
|