|
|
|
VII
Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать
систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды,
построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то
тем не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала
потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что
они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к
единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих
помыслов и домыслов" (См. К. Зайцев. К познанию Православия. ч. I, 50.
Шанхай. 1948 г.).
"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев (и конечно,
Достоевский. - Б. Б.) - вот крупнейшие русские строго
церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности,
которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви
в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные
от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви, - пишет проф. Ив. Андреев
в статье "Религиозное лицо Гоголя" (Прав. Путь за 1952 г.).
Некоторые историки Православия считают, что Хомяков является самым
выдающимся русским православным богословом, что он лучше выразил дух
Православия, чем его современник московский митрополит Филарет, что именно
Хомяков является создателем системы подлинного православного богословия в
России.
В статье "Историческое место А. С. Хомякова" архим. Константин
утверждает, что: "Устами ПЕТРОВСКОЙ России, достигшей зенита культурного
развития и политического успеха и, одновременно, ЦЕРКОВНО-ПРАВОСЛАВНО себя
осознавшей, воспринимает себя Хомяков" ("Прав. Путь" 1954 г. стр. 32). "Это
ошибочное утверждение. Никакими "устами Петровской России" Хомяков не был,
он был устами искалеченной Петром Московской Руси. Устами Петровской России
|
|
|
|