Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

VII


Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать
систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды,
построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то
тем не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала
потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что
они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к
единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих
помыслов и домыслов" (См. К. Зайцев. К познанию Православия. ч. I, 50.
Шанхай. 1948 г.).
"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев (и конечно,
Достоевский. - Б. Б.) - вот крупнейшие русские строго
церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности,
которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви
в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные
от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви, - пишет проф. Ив. Андреев
в статье "Религиозное лицо Гоголя" (Прав. Путь за 1952 г.).
Некоторые историки Православия считают, что Хомяков является самым
выдающимся русским православным богословом, что он лучше выразил дух
Православия, чем его современник московский митрополит Филарет, что именно
Хомяков является создателем системы подлинного православного богословия в
России.
В статье "Историческое место А. С. Хомякова" архим. Константин
утверждает, что: "Устами ПЕТРОВСКОЙ России, достигшей зенита культурного
развития и политического успеха и, одновременно, ЦЕРКОВНО-ПРАВОСЛАВНО себя
осознавшей, воспринимает себя Хомяков" ("Прав. Путь" 1954 г. стр. 32). "Это
ошибочное утверждение. Никакими "устами Петровской России" Хомяков не был,
он был устами искалеченной Петром Московской Руси. Устами Петровской России