Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

(христианских) современного общества, о безнравственности права

собственности, все эти идеи об уничтожении национальностей во имя всеобщего
братства людей, о презрении к отечеству, как тормозу во всеобщем развитии,
и проч., и проч., - это все были такие влияния, которых мы преодолеть не
могли, и которые захватывали, напротив, наши сердца и умы во имя какого-то
великодушия. Во всяком случае, тема казалась величавою и стоявшею далеко
выше уровня тогдашних господствующих понятий, - а это-то и соблазняло. Те
из нас, то есть не то что из одних петрашевцев, а вообще из всех тогда
зараженных, но которые отвергли впоследствии весь этот мечтательный бред
радикально, весь этот мрак и ужас, готовимый человечеству, в виде
обновления и воскресения его, - те из нас, тогда еще не знали причин
болезни своей, а потому и не могли еще с нею бороться. Итак, почему же вы
думаете, что даже убийство а ла Нечаев остановило бы, если бы не всех,
конечно, то, по крайней мере, некоторых из нас, в то горячее время, среди
захватывающих душу учений и потрясающих тогда европейских событий, за
которыми мы, совершенно забыв отечество, следили с лихорадочным
напряжением".
"Социализм, - как правильно замечает И. Голенищев-Кутузов в "Мировом
моральном пастыре", - даже полукорректный, полуеврейский, претендует, как и
религия, на руководство всей жизнью, и, следовательно, всякий записывающий
в ряды социалистов, отвергает другое руководство". "Надо, наконец, понять,
что религия и социализм не могут сосуществовать, о»и исключают друг друга,
и потому не может быть христианских социалистов, так же как не бывает
ангелов с рогами".
"Один коготок увяз - всей птичке пропасть". Переживание социализма,
как улучшение христианства, вскоре сменяется отвержением христианства.
Увлечение пантеизмом Шеллинга и Гегеля сменяется позитивной философией О.
Конта и Спенсера, рассматривавших религиозное мировоззрение, как устаревшую
форму, которая должна замениться научным мировоззрением. В короткий срок