|
|
|
"Жизнь происходит, - писал В. Розанов, - от "неустойчивых
равновесий. Если бы равновесия везде были устойчивы, не было бы и жизни...
Какая же чепуха эти "Солнечный город" и "Утопия": суть коих ВЕЧНОЕ СЧАСТЬЕ.
Т. е. окончательное "устойчивое равновесие". Это не "будущее", а смерть".
("Опавшие листья").
"Современное равенство, развившееся сверх меры в наши дни, - пишет
Бальзак в романе "Беатриса", - вызвало в частной жизни, в соответствии с
жизнью политической, гордыню, самолюбие, тщеславие - три великие и
составные части нынешнего социального "я". Глупец жаждет прослыть человеком
умным, человек умный хочет быть талантом, талант тщится быть гением; а что
касается самих гениев, то последние не так уж требовательны: они согласны
считаться полубогами. Благодаря этому направлению нынешнего социального
духа, палата пополняется коммерсантами, завидующими государственным мужам,
и правителями, завидующими славе поэтов, глупец хулит умного, умный поносит
таланты, таланты поносят всякого, кто хоть на вершок выше их самих, а
полубоги - те просто грозятся потрясти основы нашего государства, свергнуть
трон и вообще уничтожить всякого, кто не согласен поклоняться им,
полубогам, безоговорочно. Как только нация весьма неполитично упраздняет
признанные социальные привилегии, она открывает шлюзы, куда устремляется
целый легион мелких честолюбцев, из коих каждый хочет быть первым;
аристократия, если верить демократам, являлась злом для нации, но, так
сказать, злом определенным, строго очерченным. Эту аристократию нация
сменила на десяток аристократий, соперничающих и воинственных - худшее из
возможных положений.
Провозглашая равенство всех, тем самым, как бы провозгласили
"декларацию прав зависти". Ныне мы наблюдаем разгул честолюбия,
порожденного революцией, но перенесенного в область внешне вполне мирную -
в область умственных интересов, промышленности, политики, и поэтому
известность, основанная на труде, на заслугах, на таланте, рассматривается,
|
|
|
|