Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

придумать".

"Идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество - вот причина. -
пишет Достоевский. - И это несмотря на то, что наши "русские европейцы" изо
всех сил уверяют Европу, что у нас нет никакой идеи, да и впредь быть не
может, что Россия и не способна иметь идею, а способна лишь подражать, и
что мы вовсе не азиаты, не варвары, а совсем, совсем как они, европейцы. Но
Европа нашим русским европейцам на этот раз, по крайней мере, не поверила.
Напротив, в этом случае она, так сказать, совпала в заключениях своих с
славянофилами нашими, хотя их не знает вовсе, и только разве слышала об них
кое-что. Совпадение же именно в том, что и Европа верит, как и славянофилы,
что у нас есть "идея", своя, особенная и не европейская что Россия может и
способна иметь идею".

II

Славянофилы - плеяда высокоодаренных, высококультурных людей много
поработавших над восстановлением русских религиозных и социальных традиций,
полузабытых после Петровской революции. Касаясь разделения образованного
общества на два непримиримых лагеря - Западников и Славянофилов академик
Платонов пишет, что основной идейный водораздел проходил по линии оценок
Петровской революции:
"Славянофилы считали этот перелом несчастным, извратившим
естественное развитие народной жизни. Древняя Русь последовательно
раскрывала в своих учреждениях и в своем быту свои исконные начала
народного духа: оставаясь самобытною, она "желала просвещения", готова была
"взять плоды его, откуда бы то ни было", но хотела усвоить себе просвещение
самостоятельно, свободно". Петр нарушил естественный ход вещей, захотев
"все западное пересадить на русскую почву", и потому вместо свободного и
прочного восприятия получилось принудительное и внешнее, а потому и вредное