|
|
|
не столько является творцом, сколько фактором, задерживавшим и затруднявшим
развитие русской культуры, и в конечном итоге своего развития - в
большевизме - явилась беспощадным разрушителем русской культуры.
С момента своего возникновения Орден Р. И. находился в беспрерывной
гражданской войне с верховной русской властью и со всем русским
образованным классом, со всеми творцами русской культуры, со всеми русскими
образованными людьми, отказывавшимися от сомнительной чести принадлежать к
Ордену политических фанатиков и изуверов.
Плоский уровень мышления, унаследованный членами Ордена от
Белинского, отталкивал от себя всех подлинных носителей русского духа и
подлинных создателей русской культуры. Видный деятель Ордена в царствование
Николая II П. Струве признается, что "чем подлинее был талант, тем
ненавистнее ему были шоры интеллигентской общественной утилитарной морали,
так что силу художественного гения у нас почти безошибочно можно было
измерить степенью его ненависти к интеллигенции: достаточно назвать
гениальнейших - Достоевского, Тютчева и Фета".
По мнению Бердяева, которое разделяют и многие другие идеологи
интеллигенции, тоталитарность миросозерцания является главным признаком, по
которому "можно даже определить принадлежность к интеллигенции. Многие
замечательные ученые специалисты, как например, Лобачевский или Менделеев,
не могут быть в точном смысле причислены к интеллигенции, как и наоборот,
многие, ничем не ознаменовавшие себя в интеллектуальном труде, к
интеллигенции принадлежат".
"Беспочвенность, - пишет Г. Федотов в "Трагедия интеллигенции", -
есть отрыв от быта, от национальной культуры, от национальной религии, от
государства, от класса, от всех органических выросших социальных и духовных
образований". "Только беспочвенность, как идеал (отрицательный) объясняет,
почему из истории русской интеллигенции справедливо исключены такие, по
своему тоже "идейные" (но не в рационалистическом смысле) и, во всяком
|
|
|
|