Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Лениных и Сталиных, для которых "преступления нет, потому что они ни через

что не преступают. Они свободны от той инфернальной свободы, которая есть
свобода во зле. Страшная свобода. Это даже не сатанинская свобода, это
внечеловеческая свобода, это - "нет человека". Нет человека, а есть кто-то
другой, во всем отличный от того, кого мы до сих пор называли "человек",
есть какое-то особое существо, иначе воспринимающее жизнь и иначе
понимающее смерть".

XXII

Не исчезают после официального масонства и различные мистические
учения, насаждавшиеся русскими масонами в пору легального существования
масонства. "Княжны Шаховские, - пишет Тютчева в своем дневнике "При дворе
двух Императоров", - все принадлежат к учению Свенденберга и горячие
приверженцы той фантастической религии, которую сами себе создали".
Княжны Шаховские не были отнюдь единственными поклонницами учения
Свенденберга. Были и другие поклонники и поклонницы учения Свенденберга и
других мистиков. Широкое развитие в царствование Александра II в высших
кругах общества получил спиритизм. Придворные круги, связанные в прошлом с
масонством и учениями европейских мистиков, организовали устройство сеансов
известного спирита Юма в царском дворце.
"Между тем Юм, - сообщает Тютчева, - и его духи имели такой огромный
успех, что сеанс был повторяем на другой день у великого князя Константина
в Стрельне; кроме того, состоялось еще много сеансов, которыми страстно
увлекся Государь". Увлечение спиритизмом у Александра II прошло быстро у
"высших же кругов" увлечение спиритизмом осталось вплоть до Февральского
переворота, то стихая, то усиливаясь. "С точки зрения Православия, - пишет
Тютчева, - я считаю, что черт при этом ничего не теряет по существу, делая
все-таки вид, что интересуется религиозными вопросами. Факты слишком