|
|
|
парламентах, казаться неверующим христианским догматам, а больше всего
представляться филантропом и русским филантропом" (Н. К. Шильдер. Николай
I. Том I, стр. 427). Приходится ли после этого удивляться, что Пущин,
Кюхельбекер и другие воспитанники лицея стали декабристами?!
Не лучше, как известно, был и "дух" Петербургского образованного
общества среди которого приходилось бывать Пушкину-лицеисту. Пушкин
познакомился с офицерами стоявшего в Царском селе Лейб-Гусарского полка
Чаадаевым, Н. Н. Раевским, Кавелиным и все они оказались поклонниками
французского вольномыслия. В литературном кружке "Зеленая лампа" юный
Пушкин познакомился со многими декабристами (так как "Зеленая лампа" был
только тайным филиалом тайного "Союза Благоденствия"). Вступив позже в
члены литературного общества "Арзамас", Пушкин вступил в общение с будущими
декабристами М. Орловым, Н. Тургеневым, и Никитой Муравьевым. С какими бы
слоями образованного общества не сталкивался юный Пушкин всюду он
сталкивался с масонами или вольтерьянцами или людьми воспитавшимися под
влиянием масонских идей.
III
Высланный в Бессарабию Пушкин попадает уже в чисто масонскую среду.
От политического, вольнодумства его должен был исправлять по поручению
властей никто иной как... старый масон И. Н. Инзов, член Ки-шеневской ложи
"Овидий". Инзов, мастер ложи "Овидий" генерал Пущин, и другие кишиневские
масоны начинают усиленно просвещать Пушкина в масонском духе и уже в начале
мая 1821 года им удается завербовать Пушкина в число членов ложи "Овидий".
В сохранившемся отрывке Кишиневского дневника Пушкина имеется
запись:
"4 мая был принят в масоны". "Я был масоном, - пишет позже Пушкин в
письме к Жуковскому, - в кишиневской ложе, т.е. той за которую уничтожены в
|
|
|
|