|
|
|
ссыльного поэта на свою сторону. Декабристы Рылеев и Волконский напоминают
ему что Михайловское находится "около Пскова: там задушены последние
вспышки русской свободы - настоящий край вдохновения - и неужели Пушкин
оставит эту землю без поэмы (Рылеев), а Волконский выражает надежду, что
"соседство воспоминаний о Великом Новгороде, о вечевом колоколе будут для
Вас предметом пиитических занятий". Но призывы отдать свое вдохновение на
службу подготавливаемой революции не встречают ответа. Пушкин с насмешкой
пишет о политических "Думах" Рылеева Жуковскому: "Цель поэзии - поэзия -
как говорит Дельвиг (если не украл). Думы Рылеева целят, и все невпопад".
"Что сказать тебе о "Думах"?, - пишет он Рылееву - во всех встречаются
стихи живые, окончательные строфы "Петра в Острогожске" чрезвычайно
оригинальны. Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на
один покрой: составлены из общих мест: описание места, речь героя и
нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен". В одном
из писем Пушкин пишет, что по его мнению название "Думы" происходит от
немецкого слова Думм (дурак, глупец).
В январе 1825 года в Михайловское приезжает самый близкий друг
Пушкина - декабрист Пущин и старается окончательно выяснить могут, или нет,
заговорщики рассчитывать на участие Пушкина в заговоре. После долгих споров
и разговоров Пущин приходит к выводу, что Пушкин враждебно относится к идее
революционного переворота и что рассчитывать на него как на члена тайного
общества совершенно не приходится. Именно в это время Пушкин пишет "Анри
Шенье".
Величайший русский национальный поэт, бывший по общему признанию
умнейшим человеком своего времени, покидает тот ложный путь по которому в
течение 125 лет шло русское образованное общество со времени произведенной
Петром I революции. Незадолго до восстания декабристов Пушкин был по своему
мировоззрению уже самым русским человеком из всех образованных людей своего
времени. В лице Пушкина образованный слой русского общества излечивается,
|
|
|
|