Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

псевдонимом Юлий Сас). В столетнюю годовщину убийства Пушкина в польском

журнале "Литературные Ведомости" был опубликован отрывок из мемуаров,
посвященный беседе Имп. Николая I с Пушкиным в Чудовом монастыре 18
сентября 1826 года. Вот часть этого отрывка:
"...Молодость, - сказал Пушкин, - это горячка, безумие, напасть. Ее
побуждения обычно бывают благородны, в нравственном смысле даже возвышенны,
но чаще всего ведут к великой глупости, а то и к большой вине. Вы,
вероятно, знаете, потому что об этом много писано и говорено, что я
считался либералом, революционером, конспиратором, - словом, одним из самых
упорных врагов монархизма и в особенности самодержавия. Таков я и был в
действительности. История Греции и Рима создала в моем сознании
величественный образ республиканской формы правления, украшенной ореолом
великих мудрецов, философов, законодателей, героев; я был убежден, что эта
форма правления - наилучшая. Философия XVIII века, ставившая себе
единственной целью свободу человеческой личности и к этой цели стремившаяся
всею силою отрицания прежних социальных и политических законов, всею силою
издевательства над тем, что одобрялось из века в век и почиталось из
поколения в поколение, - эта философия энциклопедистов, принесшая миру так
много хорошего, но несравненно больше дурного, немало повредила и мне.
Крайние теории абсолютной свободы, не признающей над собою ничего ни на
земле, ни на небе; индивидуализм, не считавшийся с устоями, традициями,
обычаями, с семьей, народом и государством; отрицание всякой веры в
загробную жизнь души, всяких религиозных обрядов и догматов, - все это
наполнило мою голову каким-то сияющим и соблазнительным хаосом снов,
миражей, идеалов, среди которых мой разум терялся и порождал во мне глупые
намерения".
То есть в дни юности Пушкин шел по шаблонному пути многих. Кто в 18
лет - не ниспровергатель всех основ!?
"Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть -