|
|
|
1882 году. "Впервые, - пишет С. Франк, - в творчестве Пушкина здесь
раздается нота восхищения Петром, пока еще, однако, довольно сдержанного,
Пушкин резко противопоставляет "Северного Исполина" его "ничтожным
наследникам". В чем увидел в заметках С. Франк ноты восхищения - усмотреть
трудно! Разве что в фразе "ничтожные наследники северного исполина,
изумленные блеском его величия, подражая ему во всем, что только не
потребовало нового вдохновения". Но дальше ведь Пушкин пишет: "Петр не
страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверяя
своему могуществу, и презирал человечество, может быть, более чем
Наполеон".
К этой оценке Пушкин делает следующее характерное примечание:
"История представляет около него всеобщее рабство. Указ разорванный кн.
Долгоруким, и письмо с берегов Прута приносят великую честь необыкновенной
душе самовластного Государя: впрочем, все состояния, окованные без разбора,
были равны перед его дубинкой. Все дрожало, все безмолвно повиновалось".
Такими способами властвования, как известно, Пушкин никогда не восхищался.
В разные эпохи своей жизни, по мере развития мировоззрения, Пушкин
по-разному понимает Петра. В раннюю, юношескую пору - он для него полубог,
позже он видит в нем черты демона разрушения. В статье "Просвещение России"
Пушкин указывает на то, что в результате совершенного Петром, Россия
подпала под влияние европейской культуры: "...Крутой переворот,
произведенный мощным самодержавием Петра НИСПРОВЕРГНУЛ ВСЕ СТАРОЕ, и
европейское влияние разлилось по всей России. Голландия и Англия образовали
наши флоты, Пруссия - наши войска. Лейбниц начертал план гражданских
учреждений".
Пушкин всегда остается трезв в своих рассуждениях о Петре, всегда
видит крайности многих его мероприятий. Гениальным своим чутьем он
угадывает в нем не обычного русского царя, А РЕВОЛЮЦИОНЕРА НА ТРОНЕ.
Как бы ни старались члены Ордена доказать, что Петр будто бы являлся
|
|
|
|