|
|
|
это в нем разрасталось постепенно, и он ОТКЛИКНУЛСЯ БЫ ПОТОМ ЦЕЛИКОМ НА ВСЮ
РУССКУЮ ЖИЗНЬ, также как он откликался на всякую отдельную ее черту".
Достоевский называл Пушкина "Великим и непонятым еще
предвозвестителем". "Пушкин, - пишет Достоевский, - как раз приходит в
самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и
зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы,
и появление его способствует освещению темной дороги нашей НОВЫМ,
НАПРАВЛЯЮЩИМ СВЕТОМ. В этом то смысле Пушкин есть пророчество и указание
(Достоевский. Дневник Писателя). "В Пушкине, - как правильно подчеркивает
А. Ющенко в своей работе "Пророческий дар русской литературы", - родились
все течения русской мысли и жизни, он поставил проблему России, и уже самой
постановкой вопроса предопределил способы его разрешения".
"...По моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений,
опередивший русское сознание еще слишком надолго. - Это был уж русский,
настоящий русский, сам, силою своего гения, переделавшийся в русского, а мы
и теперь все еще у хромого бочара учимся. Это был один из первых русских,
ощутивший в себе русского человека всецело, вырвавший его в себе и
показавший на себе, как должен глядеть русский человек, - и на народ свой,
и на семью русскую, и на Европу, и на хромого бочара, и на братьев славян.
Гуманнее, выше и трезвее взгляда нет и не было еще у нас ни у кого из
русских." (Достоевский. Дневник Писателя).
"...Впрочем, судя по ходу дел, вряд ли сербы скоро узнают этого
неизвестнейшего из всех великих русских людей, - так , я думаю, можно
определить нашего великого Пушкина, про которого у нас тысячи и десятки
тысяч из нашей интеллигенции до сих пор не знают, что это был таких великих
размеров поэт и русский человек." "Не было бы Пушкина, - замечает
Достоевский в другом месте "Дневника Писателя", - не определились бы, может
быть, с такою непоколебимой силой (в какой это явилось потом, хотя все еще
не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую
|
|
|
|