Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

изменения, - пишет он в "Мыслях на дороге", - суть те, которые происходят

от одного улучшения нравов без насильственных потрясений политических,
страшных для человечества". В "Капитанской дочке", стоя уже на краю могилы,
Пушкин оставлял через героя повести следующий завет молодому поколению
своей эпохи: "Молодой человек, если записи мои попадут в твои руки,
вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от
улучшения общественных нравов без всяких насильственных потрясений".
Но молодое поколение, после смерти Пушкина не сделало этот завет
Пушкина основным принципом своих политических взглядов, оно пошло за
"Пугачевым из университета", за основателями Ордена - Герценом, Бакуниным,
Белинским. И потребовались ужасы большевизма, чтобы члены Ордена признали
мудрость политического мировоззрения Пушкина. Так С. Франк в упоминаемой
уже работе "Пушкин, как политический мыслитель" признает, что:
"Историческим фактом остается также утверждаемая Пушкиным солидарность
судьбы монархии и образованных классов и зависимость свободы от этих двух
факторов".
Чрезвычайно интересно, что взгляды Пушкина по вопросу о методах
улучшения жизни в России полностью совпадают со взглядами Николая I. 15
февраля 1835 года Николай I писал Паскевичу, что он благодарит Бога за то,
что Россия имеет возможность идти "смело, тихо, по христианским правилам к
постепенному усовершенствованию, которое должно из нее на долгое время
сделать сильнейшую, счастливейшую страну в мире". (А. Щербатов.
Генерал-фельдмаршал кн. Паскевич-Эриванский. СПБ. т. V, стр. 229).

XI. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К СОВЕРШЕННОЙ ПЕТРОМ I РЕВОЛЮЦИИ

Относясь отрицательно к революции, как способу улучшения жизни,
Пушкин отрицательно относился и к революции совершенной Петром I. Первый
раз оценку Петру I Пушкин делает в "Исторических замечаниях" написанных в