|
|
|
наконец, от тех глубоких травм, которые нанесла ему революция Петра I. По
определению И. С. Тургенева: "Несмотря на свое французское воспитание,
Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того
времени" (Вестник Европы. 1878 г.). В Пушкине во всей широте раскрылись
снова все богатства русского духа воспитанного в продолжение веков
Православием. Гоголь еще при жизни Пушкина писал: "Пушкин есть явление
чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: ЭТО РУССКИЙ
ЧЕЛОВЕК В КОНЕЧНОМ ЕГО РАЗВИТИИ, в каком он, может быть явится через двести
лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер
отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой
отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла".
Умственное превосходство Пушкина понимали многие выдающиеся
современники и в том числе Император Николай I, первый назвавший Пушкина
"самым умным человеком России". "Когда Пушкину было 18 лет, он думал как
30-летний человек", - заметил Жуковский. По выражению мудрого Тютчева,
Пушкин:
"...был богов орган живой".
Баратынский называл Пушкина Пророком. Разбирая после смерти Пушкина
его бумаги Баратынский понял, что Пушкин был не только выдающимся поэтом,
но и выдающимся мыслителем своей эпохи. "Можешь себе представить, - писал
Баратынский одному из своих друзей, - что меня больше всего изумляет во
всех этих письмах. Обилие мыслей. Пушкин - мыслитель. Можно ли было
ожидать. Это Пушкин предчувствовал".
Гений Пушкина мужал с каждым днем. Близкие друзья поэта это видели.
Князь Вяземский, умный и тонкий человек, писал Пушкину, что пройдя через
соблазны и греховные помыслы юности, он сберег в своей душе:
|
|
|
|