|
|
|
сознательности, монархическая идея уяснилась по преимуществу
публицистическим путем, в споре с противниками, но не строго научным
анализом. Труды научные, оставаясь более всего подражательными, вообще
почти ничего не дали для уяснения самодержавия и чаще всего служили лишь
для его безнадежного смешения с абсолютизмом" (Лев Тихомиров III. стр.
124).
И Пушкин, и Гоголь и славянофилы не имели ясного представления что и
как было необходимо делать, чтобы быстро излечить исковерканную Россию. Все
они хорошо понимали только то, что со времен Петра I Россия целых 125 лет
шла по ложной дороге, не свойственной русским традициям. У Пушкина и у
Гоголя и у славянофилов уже высокого уровня достигло понимание самобытности
русского народа, но не было еще правильного понимания происхождения
Самодержавия, недооценивалось значение восстановления патриаршества и т.д.
Николая I, например, часто упрекают, что в славянофилах он не увидел
своих политических единомышленников. Эти упреки несправедливы.
Настороженность Николая I к идеологии славянофилов имела реальные
основания. Он, которого так часто упрекают в недуховности и в нелюбви к
"умственности" был умственно достаточно чуток, чтобы понять ложность
взглядов славянофилов о происхождении Самодержавия. К. Аксаков, например,
развивал совершенно ложную теорию об отношении русского народа к
государственной власти и государству. Русский народ, доказывал он, не любит
власти и передал всю полноту власти царю с целью отстраниться от грехов
связанных с властвованием. Отстранившись от власти народ имеет возможность
вести более христианскую жизнь так как все грехи связанные с владением
властью падают на душу царя, исполняющего функции главного военачальника,
главного полицейского и главного судьи.
Теория К. Аксакова не имеет ничего общего с действительными
взглядами русского народа на государство и роль царя в государстве.
Народный взгляд на царя выражен в многочисленных пословицах и поговорках:
|
|
|
|