|
|
|
всем дурном, что в ней ни делается; в вас все это производит только одну
черствую досаду и уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это
разве только одно слишком отдаленное ее предвестие. Нет, если вы
действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собою та
близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных
людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для
России, и будто они ей не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе
вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно все сделать. Нет,
если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в
губернаторы, не в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни
отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу действительности на нем
всей вашей бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А
не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши братьев,
не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не
спастись вам".
Мысли о том, что все русские должны не на словах, а на деле бороться
за лучшую Россию Гоголь развивает и в следующем Письме к гр. А. П. Т...му:
"Нет, для Вас также, как и для меня, заперты двери желанной обители.
Монастырь Ваш - Россия! Облеките же себя умственно рясой чернеца и, всего
себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней. Она
теперь зовет своих сынов крепче, нежели когда либо прежде. Уже душа в ней
болит, и раздается крик ее душевной болезни. Друг мой! Или у Вас
бесчувственное сердце, или Вы не знаете, что такое для русского Россия.
Вспомните, что когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи
и становились в ряды с другими спасать ее. Чернецы Ослябя и Пересвет с
благословения самого настоятеля, взяли в руки меч, противный христианину, и
легли на кровавом поле битвы, а вы не хотите взять поприще мирного
гражданина, и где же? в самом сердце России." "Что ж? Разве мало мест и
поприщ в России? Оглянитесь и осмотритесь хорошенько, и вы его отыщите".
|
|
|
|