Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

свойствами народными, своим величием, своим значением в мире. Пути наши не

те, которыми идут другие народы". Когда министр Народного Просвещения граф
Уваров провозгласил, что основой русского политического миросозерцания
является триединая формула: "Православие, Самодержавие и Народность",
Чаадаев разделил его взгляд.
Как и Пушкин, Чаадаев обвинял русское общество в равнодушном
отношении к существующему в России злу, в нежелании помогать правительству,
стремящемуся улучшить жизнь в России. "Мы взваливаем на правительство все
неправды, - писал он А. И. Тургеневу. - Правительство делает свое дело:
сделаем свое дело, исправимся. Странное заблуждение считать безграничную
свободу необходимым условием развития умов. Посмотрите на восток. Не
классическая ли это страна деспотизма. А между тем оттуда пришло все
просвещение мира". "Возьмите любую эпоху и историю западных народов,
сравните с тем, что представляем мы в 1835 году по Р. X. и вы увидите, что
у нас другое начало цивилизации, чем у этих народов..."
"Мы призваны... обучить Европу бесконечному множеству вещей, которых
ей не понять без этого. Не смейтесь: вы знаете, что это мое глубокое
убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как
мы сейчас уже являемся ее политическим средоточием, и наше грядущее
могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество,
опирающееся на материальную силу. Таков будет логический результат долгого
одиночества: все великое проходило по пустыни... Наша вселенская миссия
началась".
В "Апологии сумасшедшего", написанной в 1837 году П. Чаадаев дает
такую оценку своего первого "Философического письма": "...Во всяком случае,
мне давно хотелось сказать, и я счастлив, что имею теперь случай сделать
это признание: да, было преувеличение в этом обвинительном акте,
предъявленном великому народу, вся вина которого в конечном итоге сводилась
к тому, что он был заброшен на крайнюю грань всех цивилизаций мира... было