|
|
|
необходимости для России монархического строя и даже оправдывал
самодержавие русских царей, - не только потому, что он видел во власти
русского царя гарантию того, что в России над всеми сословиями будет
"простерт твердый щит" законности. Он был убежден, что в
дворянско-крепостнической России только "самодержавной рукой" можно "смело
сеять просвещение" и что только "по мании царя" может "пасть рабство". А в
освобождении крестьян и в просвещении народа Пушкин правильно видел две
главные предпосылки для устроения правового строя". (А. А. Гольденвейзер. В
защиту права. Стр. 101).
Пушкин, как правильно замечает А. Гольденвейзер, "был в своем
политическом мировоззрении величайшим реалистом". "Именно за этот реализм,
столь несвойственный русскому интеллигентскому мышлению С. Франк и называет
Пушкина "Совершенно оригинальным и, можно сказать, величайшим русским
политическим мыслителем XIX века".
Пушкин был далек от морального максимализма Достоевского и Толстого.
Он знал, что мы живем на грешной земле, среди грешных людей. Пушкин учил
любить свободу, право, не революцию, а постепенное, но упорное стремление к
лучшему социальному строю.
VI. ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ
Пушкин был не только умнейшим, но и образованнейшим человеком своего
времени. Кроме Карамзина только Пушкин так глубоко и всесторонне знал
прошлое русского народа. Работая над "Борисом Годуновым", он глубоко изучил
Смутное время, историю совершенного Петром I губительного переворота, эпоху
Пугачевщины, То есть, Пушкин изучил три важнейших исторических эпохи
определивших дальнейшие, судьбы Русского народа. Пушкин обладал неизмеримо
более широким историческим кругозором, чем большинство его современников и
поэтому он любил русское историческое прошлое гораздо сильнее большинства
|
|
|
|