Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Пушкин написал: "Не надо, ибо я хочу быть моральным человеком". "Богатый

Михайловский период был периодом окончательного обрусения Пушкина. Его
освобождение от иностранщины началось еще в Лицее, отчасти сказалось в
Руслане, потом стало выявляться все сильнее и сильнее, преодолевая экзотику
южных впечатлений. От первых, писанных в полу-русской Одессе, строф Онегина
уже веет русской деревней. В древнем Псковском крае, где поэт пополнял
книжные знания непосредственным наблюдением над народной жизнью, углублялся
его интерес к русской старине, к русской действительности. Теперь Пушкин
слышал вокруг себя чистую русскую речь, жил среди людей, которые были одеты
по-русски, пели старинные русские песни, соблюдали старинные обряды,
.молились по православному, блюли духовный склад доставшийся от предков.
Точно кто-то повернул колесо истории на два века назад и Пушкин, вместо
барских гостиных, где подражали Европе в манерах и мыслях, очутился в
допетровской, Московской Руси. К ней душой и телом принадлежал спрятавшийся
от него в рожь мужик, крепостные девушки, с которыми Пушкин, в праздники
плясал и пел, слепые и певцы на ярмарке, игумен Иона приставленный обучать
поэта уму-разуму. Все они, сами того не зная, помогли Пушкину стать русским
национальным поэтом" (А. Тыркова-Вильямс. Жизнь Пушкина, т, II, стр. 72),
Меткое замечание В. Розанова, что "Вовсе не университеты вырастили
доброго русского человека, а добрые, безграмотные няни", вполне могут быть
отнесены к Пушкину. Именно через няню Арину Родионовну, и в раннем детстве
и в годы жизни в Михайловском в его гениальную душу ворвался могучий поток
русского национального мировоззрения. "В псковской глуши, слушая няню и
певцов, приглядываясь к жизни мужиков, читая летописи, воссоздавая один из
труднейших, переломных моментов русской истории, Пушкин снова ощутил живую
силу русской державы и нашел для нее выражение в "Годунове". С тех пор и до
конца жизни, он в мыслях не отделял себя от Империи". "...Не только
правительство, но даже друзья не понимали, что 26-летний поэт не колебал
основ, а был могучим источником русской творческой великодержавной силы.